Положение о формировании фонда контрольно-оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттес

Приложение 17
к приказу
ГБПОУ ИО ЗЖДТ
от «30» октября 2020 года № 412-ос
ПОЛОЖЕНИЕ
о формировании фонда контрольно-оценочных средств
для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
студентов в государственном бюджетном профессиональном образовательном
учреждении Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение о формировании фонда контрольно-оценочных средств для проведения
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области
«Зиминский железнодорожный техникум» (далее – Положение) разработано в соответствии с
нормативными документами:
 Законом Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» в редакции
федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г.
№ 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
и изменениями, которые вносятся в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки РФ от 14.06.2013 г. 464, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ
от 28.08.2020 г. № 441;
 Уставом ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум»;
 Порядком текущего контроля успеваемости, формы, периодичности промежуточной
аттестации обучающихся в ГБПОУ ИО ЗЖДТ ;
 Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
по
профессиям/специальностям.
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки и требования к структуре,
содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фонда
оценочных средств (далее – ФОС) для контроля сформированности знаний, умений, общих и
профессиональных компетенций студентов по учебным дисциплинам, профессиональным
модулям образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих
(подготовки специалистов среднего звена), ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный
техникум» (далее – техникум).
1.3. Фонд оценочных средств является составной частью образовательной программы
по соответствующей профессии (специальности) среднего профессионального образования
(далее - СПО).
2. ЗАДАЧИ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
2.1. В соответствии с ФГОС СПО фонд оценочных средств является составной частью
нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения студентами
образовательной программы СПО. Оценка качества освоения студентами образовательных
программ включает текущий, рубежный контроль успеваемости, промежуточную и
государственную итоговую аттестацию студентов.

1

2.2. Текущий контроль - это вид контроля, с помощью которого определяется степень
качества усвоения изученного учебного материала теоретического и практического
характера в ходе обучения.
2.3. Текущий контроль знаний проводиться в следующих формах:
 оценки результатов устного опроса на занятиях;
 оценки результатов выполнения самостоятельной внеаудиторной работы;
 проверки результатов выполнения практических, лабораторных и расчетнографических работ;
 защиты практических, лабораторных работ;
 выполнения контрольных работ;
 тестирования, в т.ч. компьютерного;
 контроля самостоятельной работы (в письменной и устной форме) на уроке;
 оценки деятельности студентов на семинарских занятиях;
 анализа результатов выполнения отдельных разделов курсового проекта (работы);
 проверки и защиты рефератов (докладов);
 подготовки и оценки презентаций на заданную тему.
2.4. Текущий контроль обеспечивает количественную оценку знаний, навыков и
умений студентов и отражаться в учебном журнале.
2.5. Рубежный контроль оценивает совокупность элементов компетенций (знаний и
умений), степени освоения учебного материала соответствующей дисциплины, МДК,
профессионального модуля по разделу, теме в целом за определенный промежуток времени.
Первым этапом рубежного контроля является входной контроль, который проводится
всоответствии с Порядком ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум» о
внутренней системе оценки качества образования.
2.6. Промежуточная аттестация – проверка всех знаний, навыков и умений студентом,
полученных при обучении по дисциплине, и компетенций, приобретенных при освоении МДК
профессионального модуля (далее – ПМ). Промежуточная аттестация предназначена для
проверки достижения студентом всех учебных целей и выполнения всех учебных задач
программы учебной дисциплины, междисциплинарного курса.
2.7. Устанавливаются следующие виды промежуточной аттестации по ФГОС СПО:
1.
зачет,
2.
дифференцированный зачет;
3.
экзамен по учебной дисциплине, МДК;
4.
комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам, МДК.
2.8. Для оценки приобретенных профессиональных и общих компетенций по
профессиональному модулю в целом служит квалификационный экзамен.
2.9. Зачет /дифференцированный зачет – проверка успешного усвоения студентом
учебного материала лекционных курсов, практических занятий, выполнения студентом
лабораторных работ, курсовых работ, а также прохождения практики.
2.10. Экзамен – проверка полученных студентом теоретических знаний, их прочности,
развития творческого мышления, приобретения навыков самостоятельной работы, умения
синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач.
2.11. Квалификационный экзамен - представляет собой форму независимой оценки
результатов обучения с участием работодателей и проводится по результатам освоения
программы профессиональных модулей.
2.12. При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление
процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, практического опыта и
компетенций, определенных ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки в
качестве результатов освоения профессиональных модулей, либо отдельных учебных
дисциплин.
2.12. Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов
оценивания:
 валидность: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;
2

 надежность: использование единообразных показателей и критериев для оценивания
достижений;
 объективность: получение объективных и достоверных результатов при проведении
контроля с различными целями.
2.13. Основными требованиями, предъявляемыми к фонду оценочных средств,
являются:
 интегративность;
 проблемно-деятельностный характер;
 актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;
 связь критериев с планируемыми результатами;
 экспертиза в профессиональном сообществе.
3. РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
3.1. Фонды оценочных средств разрабатываются по каждой профессии (специальности)
СПО, реализуемым в Техникуме.
3.2. Фонд оценочных средств по отдельной профессии/ специальности СПО состоит из
комплектов контрольно-оценочных средств (КОС) по каждой учебной дисциплине,
профессиональному модулю.
3.3. Общее руководство разработкой фондов оценочных средств осуществляет
методист техникума.
3.4. Ответственность за разработку комплектов КОС по учебной дисциплине,
профессиональному модулю по профессии/специальности СПО несут преподаватели, ведущие
УД и ПМ, а также председатели методических комиссий.
3.5. Непосредственным исполнителем разработки комплекта контрольно-оценочных
средств по учебной дисциплине, профессиональному модулю является преподаватель, мастер
производственного обучения по соответствующей профессии. Комплект контрольнооценочных средств может разрабатываться коллективом авторов по поручению председателя
методической комиссии.
3.6. При составлении, согласовании и утверждении комплекта КОС должно быть
обеспечено его соответствие:
• Федеральному государственному образовательному стандарту СПО по соответствующему
направлению подготовки профессии (специальности);
• образовательной программе и учебному плану соответствующей профессии (специальности)
СПО;
• рабочей программе учебной дисциплины, профессионального модуля реализуемым в
соответствии с ФГОС СПО.
• образовательным технологиям, используемым в преподавании данной учебной дисциплины,
профессионального модуля.
3.7. Работы, связанные с разработкой комплекта контрольно-оценочных средств,
вносятся в индивидуальные планы преподавателей, мастеров производственного обучения.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
4.1. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой образовательной
программы СПО, должны быть разработаны для проверки качества формирования
компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и обучения.
4.2. Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты
контрольно-оценочных средства, разработанные по каждой учебной дисциплине,
профессиональному модулю, входящими в учебный план Техникума в соответствии с ФГОС.
4.3. Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию
преподается на различных профессиях, специальности, то по ней создается единый комплект
контрольно-оценочных средств.
4.4. Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств (КОС) по
профессиональному модулю являются (Приложение 1):
 Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств;
3

 Оценка освоения междисциплинарного (ых) курса (ов);
 Оценка по учебной и (или) производственной практике
 Контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного).
4.5. Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств (КОС) по
учебной дисциплине являются (Приложение 2):
 Общие положения;
 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке;
 Оценка освоения умений и знаний (типовые задания);
 Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по дисциплине.
4.6. Комплекты контрольно-оценочных средств по каждой учебной дисциплине,
профессиональному модулю включают в себя контрольно-оценочные материалы (КОМ),
позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Эти материалы
оформляются в виде приложений с заданиями для оценки освоения междисциплинарного
курса, учебной и производственной практики, экзамена (квалификационного). Каждый
оценочный материал (задания) должен обеспечивать проверку освоения конкретных
компетенций и (или) их элементов: знаний, умений.
4.7. Стандартизированные задания тестовой формы для проведения промежуточной
аттестации оформляются с учетом следующих требований (Приложение 3):
 текстовый редактор MS Word, формат файла – doc;
 текст файла с набором заданий по теме должен иметь специальную разметку, в которой
различаются: текст задания, верный ответ;
 в комплекте тестовых заданий желательно использовать все формы тестовых заданий, а
именно: выбор одного варианта ответа из предложенного множества, выбор
нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества, задания на
установление соответствия, задание на установление правильной последовательности,
задание на заполнение пропущенного ключевого слова (открытая форма задания),
графическая форма тестового задания;
 на каждый проверяемый учебный элемент по теме должно быть не менее одного
тестового задания.
4.8. Комплект других оценочных материалов (типовых заданий, нестандартных
заданий, наборы проблемных ситуаций, соответствующих будущей профессиональной
деятельности, сценарии деловых игр, практические задания и т.п.) должен быть
структурирован в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины,
профессионального модуля.
5. ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРТИЗЫ И СОГЛАСОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ
СРЕДСТВ
5.1. Создаваемые комплекты контрольно-оценочных средств по профессиональному
модулю должны проходить экспертизу. Итоги экспертизы оформляются документами
(экспертное заключение или рецензия), подтверждающими факт согласования комплекта
контрольно-оценочных средств, входящего в состав образовательной программы, с
представителями профессионального сообщества (работников и (или) специалистов по
профилю получаемого образования, руководителей организаций отрасли, профессиональных
экспертов и др.). Комплекты контрольно-оценочных средств (КОС) по учебным дисциплинам
не проходят экспертизу работодателей.
5.2. Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) рассматриваются на заседании
методических комиссий.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗРАБОТКУ И ХРАНЕНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ
СРЕДСТВ
6.1. Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств по
профессиональному модулю входит в состав комплекта документов образовательной
программы по профессии, специальности СПО. Он также хранится в составе учебнометодических комплексов по профессиональному модулю.
4

6.2. Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств по учебной
дисциплине хранится в составе учебно-методических комплексов по учебной дисциплине в
кабинете преподавателя или заместителя директора по УР.
6.3. Фонд оценочных средств по профессиям СПО является собственностью
Техникума.
6.4. Авторы-разработчики несут ответственность за нераспространение контрольнооценочных материалов среди студентов Техникума и других учебных заведений.
6.5. Электронный вариант фонда оценочных средств предоставляется разработчиком в
заместителю директора по УР.

5

Приложение 1
(обязательное)
Форма титульного листа КОС по профессиональному модулю
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Комплект контрольно-оценочных средств по
УД/ ПМ
образовательной программы среднего профессионального образования подготовки
квалифицированныхрабочих, служащих
( образовательной программы среднего профессионального образования программа
подготовки специалистовсреднего звена)
код

наименование специальности (профессии)

ГОД.

6

Оборотная сторона
Рассмотрено и утверждено на заседании МК
Протокол № от
Председатель МК
Разработчики:

(место работы)

(занимаемая должность)

инициалы, фамилия

Приложение 2
(обязательное)
I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1. Область применения
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения
профессионального модуля (далее ПМ)
образовательной программы среднего профессионального образования подготовки
квалифицированных рабочих, служащих (программы среднего профессионального образования
программа подготовки специалистов среднего звена)
код

наименование специальности (профессии)

в части овладения видом профессиональной деятельности (ВПД):
указывается вид профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС по специальности /
профессии или дополнительный вид профессиональной деятельности, введенный за счет часов
вариативной части ОП СПО ПКРС (ПССЗ)) Комплект контрольно-оценочных средств
позволяет оценивать:
1. Освоение профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной
деятельности, и общих компетенций (ОК):
в таблице указываются профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС по
специальности / профессии, а также дополнительные компетенции, введенные при разработке
ОП СПО)
Профессиональные и
общие
компетенции
1
ПК 1

Показатели оценки результата

Средства проверки

2

(№№ заданий, место,
условия их выполнения)
3

ПК n
ОК 1
7

ОК n
Профессиональные и общие компетенции указываются в соответствии с разделом 2 рабочей
программы профессионального модуля. Показатели оценки результата следует указывать в
соответствии с разделом 5 рабочей программы профессионального модуля. К моменту
завершения изучения профессионального модуля д.б. сформированы все профессиональные
компетенции, обеспечивающие выполнение соответствующего вида профессиональной
деятельности. Общие компетенции - результат освоения целостной ОП СПО ПКРС (ПССЗ).
Показатели их оценки определяются с учетом специфики содержания ПМ и времени его
изучения.
2. Приобретение в ходе освоения ПМ практического опыта
Иметь практический опыт
Виды работ на учебной и/ или
производственной практике и
требования к их выполнению
1
2

3. Освоение умений и усвоение знаний
Освоенные умения,
усвоенные знания
1

Показатели оценки результата
2

№№ заданий
для проверки
3

1.2. Система контроля и оценки освоения программы ПМ
1.2.1. Формы промежуточной аттестации по ОП СПО ПКРС (ПССЗ) при освоении
профессионального модуля
Элементы модуля, профессиональный
Формы промежуточной аттестации
модуль
1
2
МДК 0n.01 «наименование»
МДК 0n.02 «наименование»
МДК 0n.0m «наименование»
УП
ГШ
ПМ
Экзамен (квалификационный)
Обязательная форма аттестации по итогам освоения программы профессионального модуля экзамен (квалификационный). Результатом этого экзамена является однозначное решение:
«вид профессиональной деятельности освоен / не освоен». Для составных элементов
профессионального модуля по усмотрению образовательного учреждения может быть
дополнительно предусмотрена промежуточная аттестация. Формы промежуточной
аттестации указываются в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.
Если отдельным элементам ПМ промежуточной аттестации не предусмотрено, в
соответствующей строке делается запись «не предусмотрена». Если предусмотрен
комплексный экзамен по нескольким МДК, соответствующие ячейки следует объединить.
1.2.2. Организация контроля и оценки освоения программы ПМ
В произвольной форме описывается организация текущего, рубежного и итогового контроля
при изучении ПМ, в т. ч.
8

МДК и практики.
НАПРИМЕР:
Итоговый контроль освоения вида профессиональной деятельности
указать
осуществляется на экзамене (квалификационном). Условием допуска к экзамену
(квалификационному) является положительная аттестация по МДК, учебной практике и
производственной практике.
Экзамен (квалификационный) проводится в виде выполнения практических заданий,
имитирующих работу на чрезвычайных ситуациях (м.б. вариант, когда некоторые задания,
необходимые для оценки освоения ВПД, выполняются на учебной и/или производственной
практике). Условием положительной аттестации (вид профессиональной деятельности освоен)
на экзамене квалификационном является положительная оценка освоения всех
профессиональных компетенций по всем контролируемым показателям.
При отрицательном заключении хотя бы по одной из профессиональных компетенций
принимается решение «вид профессиональной деятельности не освоен».
Промежуточный контроль освоения профессионального модуля осуществляется при
проведении экзамена по МДК и дифференцированного зачета по производственной практике.
Предметом оценки освоения МДК являются умения и знания. Экзамен по МДК проводится с
учетом результатов текущего контроля (рейтинговая система оценивания).
Студент, имеющий рейтинг не менее ..., освобождается от выполнения заданий на экзамене и
получает оценку «отлично».
Студент, имеющий рейтинг не менее ..., освобождается от выполнения заданий на экзамене и
получает оценку «хорошо». Если студент претендует на получение более высокой оценки, он
должен выполнить задания на экзамене. Перечень заданий определяется в зависимости от
результатов текущего контроля.
Студенты, имеющие рейтинг не менее ..., выполняют на экзамене только задания, оценки за
выполнение которых в рамках текущего контроля были ниже необходимых для положительной
аттестации по накопительной системе.
Студенты, имеющие рейтинг менее, выполняют все экзаменационные задания. Предметом
оценки по учебной и (или) производственной практике является приобретение практический
опыта (м.б. также освоение общих и профессиональных компетенций, умений, в зависимости
от этого далее надо использовать различные формы).
Контроль и оценка по учебной и (или) производственной практике проводится на основе
характеристики обучающегося с места прохождения практики, составленной и завизированной
представителем образовательного учреждения и ответственным лицом организации (базы
практики). В характеристике отражаются виды работ, выполненные студентами во время
практики, их объем, качество выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями
организации, в которой проходила практика (образовательного учреждения для учебной
практики, если она проводится на базе ОО).
Кроме этого для аттестации по ПМ могут использоваться в том или ином сочетании с
описанными выше формами защита портфолио, защита курсового проекта. Это также
необходимо описать.

9

Приложение 3
(обязательное)
Комплект материалов для оценки сформированности элементов общих и
профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности с
использованием разных форм
Форма экзаменационного билета
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение
Иркутской
области
«Зиминский железнодорожный техникум»
Дисциплина

Код и наименование профессии
(специальнсоти)
(наименование дисциплины)

1 Вопрос ........................................................................................................................................
2 Вопрос ........................................................................................................................................
3 *...................................................................................................................................................
Преподаватель
И.О.Фамилия
(подпись)
Заместитель директора
И.О.Фамилия
(подпись)
«
»
20 г.
Примечание * Практическая (ое) задача/задание включается по усмотрению
преподавателя.
К комплекту экзаменационных билетов прилагаются разработанные преподавателем и
утвержденные на заседании цикловой комиссии критерии оценки по дисциплине. Критерии
оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если ................................................................ ;
- оценка «хорошо».................................................................................................................... ;
- оценка «удовлетворительно » ................................................................................................ ;
- оценка «неудовлетворительно»

10

Приложение 4
(рекомендуемое)
Примерный перечень оценочных средств
п/п №

1
1

7

Наименование
оценочного
средства
2
Деловая и/или
ролевая игра

2

Кейс-задача

3

Коллоквиум

4

Контрольная работа

5

Круглый стол,
дискуссия,
полемика, диспут,
дебаты

6

Портфолио

Проект

Краткая характеристика
оценочного средства
3
Совместная деятельность группы
студентов и преподавателя под
управлением преподавателя с целью
решения учебных и
профессионально-ориентированных
задач путем игрового моделирования
реальной проблемной ситуации.
Позволяет оценивать умение
анализировать и решать типичные
профессиональные задачи.
Проблемное задание, в котором
студенту предлагают осмыслить
реальную профессиональноориентированную ситуацию,
необходимую для решения данной
проблемы.
Средство контроля усвоения
учебного материала темы, раздела
или разделов дисциплины,
организованное как учебное занятие
в виде собеседования преподавателя
со студентами.
Средство проверки умений
применять полученные знания для
решения задач определенного типа
по теме или разделу
Оценочные средства, позволяющие
включить студентов в процесс
обсуждения спорного вопроса,
проблемы и оценить их умение
аргументировать собственную точку
зрения.
Целевая подборка работ студента,
раскрывающая его индивидуальные
образовательные достижения в одной
или нескольких учебных
дисциплинах.
Конечный продукт, получаемый в
результате планирования и
выполнения комплекса учебных и
исследовательских заданий.
Позволяет оценить умения
студентов самостоятельно
конструировать свои знания в

Представление
оценочного
средства в фонде
4
Тема (проблема),
концепция, роли и
ожидаемый результат
по каждой игре

Задания для решения
кейс-задачи

Вопросы по
темам/разделам
дисциплины

Комплект
контрольных
заданий по
вариантам
Перечень
дискуссионных тем
для проведения
круглого стола,
дискуссии, полемики,
диспута, дебатов
Структура портфолио

Темы групповых
и/или
индивидуальных
проектов

11

8

Рабочая тетрадь

9

Разноуровневые
задачи и задания

10

Расчетнографическая работа

11

Реферат

процессе решения практических
задач и проблем, ориентироваться в
информационном
пространстве
и
уровень сформированности
аналитических, исследовательских
навыков, навыков практического и
творческого мышления. Может
выполняться в индивидуальном
порядке или группой студентов.
Дидактический
комплекс,
предназначенный для
самостоятельной работы
обучающегося и позволяющий
оценивать уровень усвоения им
учебного материала.
Различают задачи и задания:
а) репродуктивного уровня,
позволяющие оценивать и
диагностировать знание
фактического материала (базовые
понятия, алгоритмы, факты) и
умение правильно
использовать специальные термины
и понятия, узнавание
объектов изучения в рамках
определенного раздела
дисциплины;
б) реконструктивного уровня,
позволяющие оценивать
и диагностировать умения
синтезировать, анализировать,
обобщать фактический и
теоретический материал с
формулированием конкретных
выводов, установлением
причинно-следственных связей;
в) творческого уровня,
позволяющие оценивать и
диагностировать умения,
интегрировать знания различных
областей, аргументировать
собственную точку зрения.
Средство проверки умений
применять полученные знания по
заранее определенной методике для
решения задач или заданий по
модулю или дисциплине в целом.
Продукт самостоятельной работы
студента, представляющий собой
краткое изложение в письменном
виде
полученных
результатов
теоретического
анализа
определенной научной
(учебноисследовательской) темы, где автор

Образец рабочей
тетради

Комплект
разноуровневых задач
и заданий

Комплект заданий
для выполнения
расчетно-графической
работы
Темы рефератов

12

12

Доклад, сообщение

13

Собеседование

14

Творческое задание

15

Тест

16

Тренажер

17

Эссе

раскрывает
суть
исследуемой
проблемы, приводит
различные
точки зрения, а также собственные
взгляды на нее.
Продукт самостоятельной работы
студента, представляющий собой
публичное
выступление
по
представлению
полученных
результатов решения определенной
учебно-практической,
учебноисследовательской или научной темы
Средство контроля, организованное
как
специальная
беседа
преподавателя со студентами на
темы, связанные с изучаемой
дисциплиной, и рассчитанное на
выяснение
объема
знаний
обучающегося по определенному
разделу, теме, проблеме и т.п.
Частично
регламентированное
задание, имеющее нестандартное
решение
и
позволяющее
диагностировать
умения,
интегрировать знания различных
областей,
аргументировать
собственную точку зрения. Может
выполняться в индивидуальном
порядке или группой студентов.
Система
стандартизированных
заданий,
позволяющая
автоматизировать
процедуру
измерения уровня знаний и умений
обучающегося.
Техническое
средство,
которое
может быть использовано для
контроля приобретенных студентом
профессиональных навыков и умений
по управлению конкретным
материальным объектом.
Средство, позволяющее оценить
умение обучающегося письменно
излагать
суть
поставленной
проблемы, самостоятельно проводить
анализ
этой
проблемы
с
использованием
концепций
и
аналитического
инструментария
соответствующей
дисциплины,
делать выводы, обобщающие
авторскую позицию по поставленной
проблеме.

Темы докладов,
сообщений

Вопросы по
темам/разделам
дисциплины

Темы групповых
и/или
индивидуальных
творческих заданий

Фонд тестовых
заданий

Комплект заданий для
работы на тренажере

Тематика эссе

13

Приложение 5
(рекомендуемое)
Оформление задания для деловой (ролевой) игры
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Деловая (ролевая) игра
по учебной дисциплине
(наименование учебной дисциплины)
1 Тема (проблема)
2 Концепция игры

3

Роли:

;
;

4
Ожидаемый (е) результат (ы)
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если ........................................................... ;
- оценка «хорошо» .............................................................................................................. ;
- оценка «удовлетворительно» .......................................................................................... ;
- оценка «неудовлетворительно»
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если ........................................................... ;
- оценка «не зачтено»
Преподаватель
(подпись)
«
»

И.О. Фамилия
20

г.

14

Приложение 6
(рекомендуемое)
Оформление задания для кейс-задачи
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Кейс-задача
по учебной дисциплине
(наименование учебной дисциплины)
Задание (я):
..............................................................................................................................;
..............................................................................................................................;
..............................................................................................................................;
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если ............................................. ;
- оценка «не зачтено»..............................................................................................

Преподаватель

И.О. Фамилия
(подпись)

«

»

20

г.

15

Приложение 7
(рекомендуемое)
Оформление вопросов для коллоквиумов, собеседования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Вопросы для собеседования
по дисциплине
(наименование дисциплины)
Раздел
1
2
N
Раздел
1
2
N
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если .................................;
- оценка «хорошо» ................................................................................. ;
- оценка «удовлетворительно» ............................................................. ;
- оценка «неудовлетворительно».........................................................
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если .................................... ;
- оценка «не зачтено».............................................................................
Преподаватель

И.О. Фамилия
(подпись)

«

»

20

г.

16

Приложение 8
(рекомендуемое)
Оформление комплекта заданий для контрольной работы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Комплект заданий для контрольной работы
по дисциплине
(наименование дисциплины)
Тема Вариант
1
Задание 1
Задание n
Вариант 2
Задание 1
Задание n
Тема Вариант
1
Задание 1
Задание n
Вариант 2
Задание 1
Задание n
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется студенту, если ...................................................................................;
оценка «хорошо» ................................................................................................................................. ;
оценка «удовлетворительно» ............................................................................................................... ;
оценка «неудовлетворительно»
оценка «зачтено» выставляется студенту, если ................................................................................. ;
оценка «не зачтено» ...............................................................................................................................
Преподаватель

И.О. Фамилия
(подпись)

«

»

20

г.

17

Приложение 9
(рекомендуемое)
Оформление тем для круглого стола (дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Перечень дискуссионных тем для круглого стола (дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
по учебной дисциплине
(наименованиеучебной дисциплины)

2........................................................................................................................................

Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если ..........................................................;
- оценка «хорошо» ......................................................................................................... ;
- оценка «удовлетворительно» ..................................................................................... ;
- оценка «неудовлетворительно» .................................................................................
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если ............................................................ ;
- оценка «не зачтено» ...................................................................................................
Преподаватель
«

»

И.О. Фамилия
(подпись)
20

г.

18

Приложение 10
(рекомендуемое)
Оформление задания для портфолио
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Портфолио*
по учебной дисциплине
(наименование учебной дисциплины)
1 Название портфолио.................................................................................................
2 Структура портфолио (инвариантные и вариативные части):

Критерии оценки портфолио содержатся в методических рекомендациях по
составлению портфолио
Преподаватель

И.О. Фамилия
(подпись)

«

»

20

г.

Данное оценочное средство должно сопровождаться
рекомендациями по его составлению и использованию

разработанными

методическими

19

Приложение 11
(рекомендуемое)
Оформление групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов
по учебной дисциплине
(наименование учебной дисциплины)
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если .............................................................. ;
- оценка «хорошо» .............................................................................................................. ;
- оценка «удовлетворительно» .......................................................................................... ;
- оценка «неудовлетворительно».............................................................
-оценка «зачтено» выставляется студенту, если ............................................................... ;
- оценка «не зачтено»................................................................................
Преподаватель
(подпись)
«
»

И.О. Фамилия
20

г.

Кроме курсовых проектов (работ)
Составил

20

(подпись И.О. Фамилия)
Приложение 12
(рекомендуемое)
Оформление комплекта разноуровневых задач (заданий)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Комплект разноуровневых задач (заданий)
по учебной дисциплине
(наименование учебной дисциплины)
1 Задачи репродуктивного уровня
Задача (задание) 1
Задача (задание) 2
Задача (задание) n
2 Задачи реконструктивного уровня
Задача (задание) 1
Задача (задание) 2
Задача (задание) n
3 Задачи творческого уровня
Задача (задание) 1
Задача (задание) 2
Задача (задание) n
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если ................................................................................ ;
- оценка «хорошо» ................................................................................................................................ ;
- оценка «удовлетворительно» ............................................................................................................ ;
- оценка «неудовлетворительно»..........................................................................................................
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если ................................................................................ ;
- оценка «не зачтено» ...........................................................................................................................
Преподаватель

И.О. Фамилия
(подпись)

«

»

20

г.

21

Приложение 13
(рекомендуемое)
Оформление комплекта заданий по видам работ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Комплект заданий для выполнения расчетнографической работы, работы на тренажере
по учебной дисциплине
(наименование учебной дисциплины)
Задача (задание) 1 ................................................................................................
Задача (задание) 2..................................................................................................
Задача (задание) 3 .................................................................................................
Задача (задание) 4..................................................................................................
Задача (задание) 5..................................................................................................
Задача (задание) n.................................................................................................
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если ......................................;
- оценка «хорошо» ...................................................................................... ;
- оценка «удовлетворительно» .................................................................. ;
- оценка «неудовлетворительно» ...............................................................
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если ....................................... ;
- оценка «не зачтено»..................................................................................

Преподаватель

И.О. Фамилия
(подпись)

«

»

20

г.

22

Приложение 14
(рекомендуемое)
Оформление тем для эссе
(рефератов, докладов, сообщений)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Темы эссе (рефератов, докладов,
сообщений)
по дисциплине
(наименование дисциплины)

n

..............................................................................................................................

Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если ..................................... ;
- оценка «хорошо» ..................................................................................... ;
- оценка «удовлетворительно» ................................................................. ;
- оценка «неудовлетворительно» ..............................................................
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если ..................................... ;
- оценка «не зачтено»................................................................................
Преподаватель

И.О. Фамилия
(подпись)

«

»

20

г.

23

Приложение 17
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
(название дисциплины)
образовательной программы среднего профессионального образования подготовки
квалифицированныхрабочих, служащих (программы среднего профессионального
образования программа подготовки специалистов среднего звена)
код

наименование специальности (профессии)

Зима, 20

24

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе программы (примерной
программы), Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии / специальности СПО (код и название профессии /
специальности) (Уровень подготовки для специальности СПО) программы учебной дисциплины
(название дисциплины)
Разработчик(и):
(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

Одобрено на заседании методической комиссии
Протокол №
Председатель МК

от «

»

г.

20
/

/

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ...........................................................
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке ..................................
3. Оценка освоения учебной дисциплины..................................................................................
3.1. Формы и методы оценивания ..........................................................................................
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины .....................................
4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине ....
5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины

25

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины (название дисциплины) студент должен
обладать предусмотренными ФГОС по профессии/ специальности СПО (код и название
профессии / специальности) (Уровень подготовки для специальности СПО) следующими
умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими
компетенциями:
У 1………
У n………
З 1……....
3 n ………
ОК 1……..
ОК n .……
(Укажите из таблицы 2 ФГОС по специальности умения, знания, общие компетенции
для дисциплины)
Формой аттестации по учебной дисциплине является
Указать
форму
аттестации,
предусмотренную
учебным
планом
профессии/специальности техникума.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка
следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.1
Показатели оценки результата
Результаты обучения: умения,
Форма
Следует сформулировать
знания и общие компетенции
контроля и
показатели
(желательно сгруппировать и
оценивания
Раскрывается содержание
проверять комплексно,
Заполняется в
работы
сгруппировать умения и общие
соответствии с
компетенции)
разделом 4 УД
Уметь:
У 1.
ОК ….
У 2.
ОК….
У 3.
ОК….
У 4.
ОК….
У 5.
ОК….
Знать:
З1.
З2.
З3
З4
З5
З6

26

Примечание. Выделенные красным фрагменты КОС оформляются в соответствии с таблицей
4 программы дисциплины
2.2. Требования к портфолио (раздел включается по усмотрению преподавателя)
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине
(название дисциплины), направленные на формирование общих и профессиональных
компетенций.
( технология оценки З и У по дисциплине прописывается в соответствии со спецификой
дисциплины. Если экзамен проводится поэтапно или предусмотрена рейтинговая система
оценки, то это подробно описывается)
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Таблица 2.2

Результаты обучения: умения,

Показатели оценки

Форма

знания и общие компетенции

результата

контроля и
оценивания

Уметь:
У1- практических расчетов по
формулам, включая формулы,
содержащие степени, радикалы,
логарифмы и тригонометрические
функции,
используя
при
необходимости
справочные
материалы
и
простейшие
вычислительные устройства;

Умение применить нужную
формулу при практических
расчетов, используя при
необходимости справочный
материал и простейшие
вычислительные устройства

Контрольная
работа

ОК
2.
Организовывать
собственную деятельность, выбирать
Обоснованность выбора и
типовые методы и способы выполнения оптимальность
состава
профессиональных задач, оценивать их источников, необходимых для
эффективность и качество.
решения поставленной задачи
У2 описания с помощью
Анализ функций с помощью контрольная
функций различных зависимостей, различных
зависимостей, работа
представления их графически, представление графически их и
интерпретации графиков;
интерпретация графиков
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального
и
личностного
развития.

Обоснованность
оптимальность

выбора

и

поиска
информации, необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных задач

У3 - построения и исследования
Алгоритм построения и
простейших математических моделей;
исследования простейших
математических моделей

контрольная
работа

27

ОК 4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального
и
личностного
развития.

Обоснованность выбора и
оптимальность поиска

информации, необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач

28

У4 - решения прикладных задач, в
Выполнять задания в
том
числе
социально- полном объеме в соответствии с
экономических и физических, на требованиями
наибольшие
и
наименьшие
значения, на нахождение скорости
и ускорения;

Контрольная
работа

ОК 3. Принимать решения в
Презентация полученной
стандартных
и
нестандартных информации в соответствии с
ситуациях
и
нести
за
них поставленными задачами
ответственность.
используя ИКТ
У5
исследования
Умение моделировать
(моделирования)
несложных несложные практические
практических ситуаций на основе ситуации на основе изученных
изученных формул и свойств формул и свойств
фигур;
Обоснованность выбора и
ОК 4. Осуществлять поиск и оптимальность поиска
использование
информации, информации, необходимой для
необходимой
для
эффективного эффективного выполнения
выполнения профессиональных задач, профессиональных задач
профессионального
и
личностного
развития.
У6 - вычисления объемов и
Умение правильно
площадей
поверхностей применить нужную формулу,
пространственных
тел
при алгоритм решения при
решении практических задач, выполнении задания
используя при необходимости
справочники и вычислительные
устройства;
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального
и
личностного
развития.

Обоснованность
оптимальность

выбора

Контрольная
работа

и

поиска
информации, необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных задач

У7 - анализ реальных числовых
Умение исследовать,
данных, представленных в виде анализировать числовые данные
диаграмм, графиков, а также представленных в виде диаграмм,
анализа
информации графиков
статистического характера.
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального
и
личностного
развития.

Контрольная
работа

Контрольная
работа

Обоснованность выбора и
оптимальность
поиска

информации, необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональных задач

Знать:
З1
значение
Знание основных этапов контрольная
математической
науки
для математической науки, знание работа
решения задач, возникающих в методов к анализу и исследованию
теории и практике; широту и в то процессов и явлений в природе и

29

же
время
ограниченность обществе
применения
математических
методов
к
анализу
и
исследованию
процессов
и
явлений в природе и обществе;
З2 - значение практики и
вопросов, возникающих в самой
математике для формирования и
развития математической науки;
историю развития понятия числа,
создания
математического
анализа,
возникновения
и
развития геометрии;

Характеристика
этапов контрольная
развития математической науки, работа
развития
понятия
числа,
математического
анализа,
возникновение
и
развитие
геометрии

З3 - универсальный характер
законов логики математических
рассуждений, их применимость во
всех
областях
человеческой
деятельности;

Знание законов логики, контрольная
алгоритм
рассуждений
при работа
решение математических задач и
их применимость во всех областях
человеческой деятельности

З4 - вероятностный характер
Знание законов
различных
процессов статистики, вероятности
окружающего мира.

логики,

контрольная
работа

3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины
3.2.1. Типовые задания для оценки знаний З1, З2, З3…, умений У1, У2 …. (рубежный
контроль)
(прописать типовые задания в соответствии с табл. 1.1. , примеры)
1) Задания в тестовой форме (пример)
2) Анализ кейс-стади
Задание.
Внимательно прочитайте текст предложенного кейса и дайте ответы на следующие вопросы:
1.
2.
3.
3) Практическая работа
1. Задание.
4) Самостоятельная работа
Задание.
3.2.2. Типовые задания для оценки знаний З4, З5, З6 …..(рубежный контроль)
1) Задания в тестовой форме (пример)
2) Анализ кейс-стади
Задание.
Внимательно прочитайте предложенный кейс и дайте ответы на следующие вопросы:
1.
2.
3.
3) Практическая работа
1. Задание.
4) Самостоятельная работа
Задание.
30

4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с
использованием
следующих
форм
и
методов:
.
Указываются рекомендуемые формы оценки и контроля для проведения текущего и рубежного
контроля, промежуточной аттестации (если она предусмотрена).
Оценка

освоения

дисциплины

предусматривает

использование

.
Дается описание системы оценивания в соответствии с локальным актом ОО,
программой дисциплины
Например:
- накопительной / рейтинговой системы оценивания и проведение экзамена
(дифференцированного зачета)
- по выбору обучающегося накопительной / рейтинговой системы оценивания или сдачу
экзамен; в зависимости от рейтингового балла студент может быть освобожден от проверки
освоения на экзамене той или иной части дидактических единиц.
- др.
I. ПАСПОРТ
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины название
по профессии/ специальности СПО / специальности СПО (код и название специальности)
(Уровень подготовки для специальности СПО)
(У и З прописываются в соответствии с табл. 1.1. КОС и таблицей 2 ФГОС по дисциплине)
Умения
У1 У2У3У4
Знания
З1-;
З2З3З4З5II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ. Вариант № 1
(Выставляется на сайт для ознакомления студентов)
Вариант 1
Инструкция для студентов
Внимательно прочитайте задание.
Время выполнения задания –
часа
Задание
При составлении заданий необходимо иметь в виду, что оценивается овладение умениями и
знаниями, общими компетенциями, указанными в разделе 1.1 настоящего макета. Задания
должны носить практикоориентированный характер.

31

Литература для студентов:
Указывается, только в том случае, если ею разрешается пользоваться на экзамене
III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
III а. УСЛОВИЯ
Указать деление на подгруппы, количество
Количество вариантов задания для экзаменующегося – возможно по количеству
экзаменующихся.
Время выполнения задания – ….. час.
Оборудование: указать оборудование, инструментарий, натуральные образцы, макеты, бланки
документов, компьютерные программы, в том числе используемые для электронного
тестирования,
Эталоны ответов
Экзаменационная ведомость (или оценочный лист).
III б. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины
Раздел заполняется в логической последовательности, выстроенной в рабочей программе
учебной дисциплины и календарно-тематическом плане. Можно опираться на таблицу 2
данного документа

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».