Приложение 22 к приказу ГБПОУ ИО ЗЖДТ от «27» октября 2020 года № 400-ос ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» 1. Общие положения 1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее - Положение) в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» (далее – Техникум) определяет основные цели, задачи и принципы функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также ее структуру, порядок проведения мониторинга и оценки качества образования. 1.2. Положение устанавливает единые требования при реализации внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО). 1.3. Практическое осуществление ВСОКО строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. №292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; - Приказ Министерства образования и науки России от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30 июля 2013г. №29200); - Уставом Техникума; - федеральными государственными образовательными стандартами СПО; - локальными нормативными актами, регулирующими образовательный процесс в Техникуме. 1.4. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Техникума, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.5. В настоящем положении используются следующие термины: 1 Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов Системы образования совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций образования. Образовательные учреждения - организации, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающих воспитание обучающихся. Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования; включает оценку качества образовательного процесса, условий его осуществления, а также оценку обучающегося в системе среднего общего образования через оценку его индивидуальных достижений. Внутренняя система оценки качества образования - целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления училища, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования. Экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью оценочных средств. 1.6. Положение о ВСОКО, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора Техникума. 2 2. Основные цели, задачи и принципы функционирования ВСОКО 2.1. Основные функции ВСОКО: - разработка системы показателей для оценки качества деятельности Техникума; - методическое сопровождение ВСОКО; - планирование, разработка, организация и контроль выполнения программ мониторингового исследования и создание базы данных мониторинговых исследований; - экспертиза состояния развития Техникума (в том числе, формирование сводных отчетов по результатам мониторинговых исследований и анализа полученных данных); - информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования; - информационное обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, работодатели, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о развитии железнодорожного Техникума; - прогноз тенденций развития железнодорожного Техникума. 2.2. Цель ВСОКО: - получение объективной информации о деятельности Техникума, степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемыми ФГОС и профессиональными стандартами, о тенденциях изменения качества образования и причинах, влияющих на его уровень. 2.3. Основными задачами ВСОКО являются: - создание инструментария для ВСОКО (централизованная разработка процедур, технологий и инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований); - обеспечение информационного, аналитического и экспертного сопровождения ВСОКО; - разработка единой информационно-технологической базы; - обеспечение гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки деятельности Техникума. 2.4. В основу внутренней системы оценки качества образования положены принципы: - программный подход в формировании ВСОКО Техникума; целесообразности при дифференциации и упорядочении информационных потоков о деятельности Техникума, степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемыми ФГОС и профессиональными стандартами, о тенденциях изменения качества образования и причинах, влияющих на его уровень; - инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом потребностей разных потребителей образовательных услуг, оптимизации их количества; 3 - объективности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; - научности в подходах к разработке диагностического инструментария и процессов оценки качества образования; - гласности путем включения в систему общественной экспертизы всех участников образовательного процесса на всех этапах, открытости, прозрачности процедур оценки качества образования, доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей; - профессионализма путем подготовки экспертов по оценке результатов и организации образовательного процесса. 3. Структура ВСОКО 3.1. Составляющие ВСОКО 3.1.1. Объекты ВСОКО: - содержание обучения; - результаты обучения; - условия обучения. 3.1.2. Организационная структура, занимающаяся ВСОКО, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает: - администрацию (директор Техникума, заместители директора); - руководителя службы по оценке качества образования; - методические объединения; - психолого-педагогическую службу; - педагогический совет; - Управляющий совет; - родительский комитет. 3.1.3. Администрация: - формирует концептуальные подходы к оценке качества образования, утверждает критериальную базу ВСОКО; - обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования; - осуществляет нормативное обеспечение порядка и процедуры оценивания; - координирует работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования; - рассматривает результаты оценочных процедур в рамках ВСОКО, утверждает рейтинг педагогов по результатам реализации ВСОКО; - определяет состояние и тенденции развития образования; - принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования. 3.1.4. Служба по оценке качества образования: - обеспечивает выработку и нормативно-правовое оформление правил деятельности всех участников мониторинговых процедур в рамках ВСОКО, определяет их права, обязанности и ответственность; 4 - консолидирует организационно-методический инструментарий сбора и первичной обработки информации о качестве образования с занесением ее в информационную базу данных; - анализирует и интерпретирует информацию о качестве образования, а также обеспечивает этой информацией ее потребителей; - разрабатывает методические рекомендации по итогам аналитической деятельности и консультирует субъектов мониторинговой деятельности по вопросам проведения корректирующих действий. 3.1.5. Методические объединения педагогов Техникума: - разрабатывают методологические основы, инструментарий оценки качества образования; - обеспечивают педагогам помощь в формировании собственных систем оценки качества обучения и воспитания; - проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования, используемых педагогами; - разрабатывают и формируют портфолио профессиональных достижений педагогов. 3.1.6. Психолого-педагогическая служба: - проводит психологические исследования, направленные на выявление затруднений обучающихся, оценивает уровень адаптации и психологическую комфортность обучения; - прогнозирует результаты обучения групп и конкретных обучающихся; - разрабатывает рекомендации для педагогов и администрации Техникума по оптимизации условий образовательного процесса. 3.1.7. Управляющий Совет: - участвует в обсуждении отчета администрации Техникума по реализации ВСОКО; - осуществляет контроль соблюдения здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в Техникуме, принимает меры к их улучшению; - рассматривает вопросы текущей успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, состояния их здоровья и уровня воспитанности; 3.1.8. Педагогический совет Техникума: - участвует в обсуждении и выборе учебных планов, программ, учебников, форм, методов образовательного процесса и способов их реализации; - решает вопросы о допуске выпускников Техникума к ГИА, переводе обучающихся на следующий курс или об оставлении их на повторный курс обучения; о поощрениях и взысканиях обучающихся; - участвует в организации работы по повышению квалификации педагогических работников, по развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта; - организует и проводит опытно-экспериментальную работу; - определяет направления взаимодействия Техникума с государственными и общественными организациями. 3.1.9. Итоги оценки качества образования используются: 5 - для стимулирования педагогов Техникума к достижению высоких результатов (в соответствии с положением о материальном стимулировании работников); - для стимулирования обучающихся (в соответствии с положением о материальном стимулировании обучающихся). 4. Порядок взаимодействия организационных структур ВСОКО 4.1. Оценка качества образования в Техникуме осуществляется в соответствии с программой развития образовательного учреждения. 4.2. Процессы сбора, хранения, обработки информации о качестве образования в Техникуме, а также исполнители работ и формы представления информации устанавливаются администрацией Техникума и Министерством образования Иркутской области. 4.3. Основной формой взаимодействия организационных структур ВСОКО является соглашение. 4.4. К оценочным процедурам в рамках ВСОКО привлекаются представители профессиональных объединений, общественности. 5. Делопроизводство ВСОКО 5.1. Основными документами, составляющими делопроизводство службы по качеству образования, являются: - положение о ВСОКО; - положение о совете по качеству образования; - положение о промежуточной и текущей аттестации; - отчет по самообследованию; - методологические основы, инструментарий оценки качества образования; - результаты оценочных процедур в рамках ВСОКО; - методические рекомендации по итогам аналитической деятельности и консультирует субъектов мониторинговой деятельности по вопросам проведения корректирующих действий. 6