Приложение 21 к приказу ГБПОУ ИО ЗЖДТ от «30 октября 2020 года № 412-ос ПОРЯДОК организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения в том числе и с применением электронного и дистанционного обучения в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» 1. Общие положения 1.1. Настоящий порядок определяет организацию и осуществление образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения в том числе и с применением электронного и дистанционного обучения в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» (далее – ГБПОУ ИО ЗЖДТ) при обучении лиц с лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также регулирует отношения участников образовательного процесса, устанавливает их права и обязанности. 2.2. Настоящий Порядок разработано в соответствии с: Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., С методическими рекомендациями по реализации программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо министерства просвещения Российской Федерации от 10.04.20 № 05-398), Приказом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 26.08. 2020 года N 438; Уставом ГБПОУ ИО ЗЖДТ. 2. Основные понятия В настоящем Положении применяются следующие понятия: Дистанционное обучение - это совокупность образовательных технологий, реализуемых с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя. Дистанционное обучение подразумевает интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, а также предоставление для обучаемых возможности контролируемой самостоятельной работы по освоению изучаемого материала. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line, это наиболее распространенные формы дистанционных занятий: 1) on-line: режим, при котором преподаватель и ученик в определенное время встречаются в Сети, связываются по Скайпу и работают синхронно, используя материалы, размещенные на сайте; 2) off-line: ученик работает с материалами курса в удобное ему время, преподаватель организует, контролирует и направляет процесс обучения. Интенсивность занятий легко регулируется. Элементами дистанционного обучения может быть: общение между педагогом и обучающимся с помощью электронной почты; сайт техникума https://zzhdt-edu.ru/ ; видеосвязь с обучающимися с использованием программы Skype; дистанционные учебные сетевые проекты и др. Обучающиеся - студенты, слушатели и другие категории обучающихся, осваивающие образовательную программу с применением дистанционных образовательных технологий. 3. Особенности профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья 3.1. Содержание профессионального обучения и условия организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, самостоятельно разрабатываемой Техникумом, осуществляющим образовательную деятельность. 3.2. В Техникуме созданы специальные условия для получения образования по основным программам профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья . 4. Порядок реализации программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 4.1. При организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) учитывается полная совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств с учетом обеспечения доступности материалов для лиц с ограниченными возможностями здоровья. 4.2. В случае временного перехода образовательной организации на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий учитывается переход каждого конкретного обучающегося с инвалидностью или с ОВЗ определяется образовательной организацией в соответствии с рекомендациями, данными по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии, а также специальными условиями, созданными в образовательной организации и по месту проживания/нахождения обучающегося. 4.3. При переводе на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в отношении конкретного обучающегося с инвалидностью и/или ОВЗ применяется следующий алгоритм действий: Шаг 1: Анализ личного дела обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ, изучение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) или медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ). Шаг 2: Проведение беседы с родителями (законными представителями) обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ о возможности перехода на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Шаг 3: Принятие решения образовательной организацией о возможности/невозможности перевода обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с учетом ограничений здоровья. Шаг 4: зависит от принятой резолюции: «обучение возможно» - определение наличия необходимых специальных условий для организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по месту проживания /нахождения обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ (компьютер/ноутбук/планшет, доступ к сети интернет и иные необходимые средства); «обучение невозможно» - пересмотр графика учебного процесса, составление индивидуального плана обучения, в том числе с увеличением срока обучения по образовательной программе (увеличение срока получения среднего профессионального образования – согласно федеральным государственным образовательным стандартам по профессиям (специальностям) (далее - ФГОС СПО)). 4.4. Администрация ГБПОУ ИО ЗЖДТ в случае принятие решения о возможности перевода обучающегося из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ на обучение по образовательной программе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: издает приказ об организации временного перехода на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами; разрабатывает порядок организации обучения лиц с инвалидностью и (или) ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; назначает ответственного за консультирование педагогических работников, обучающихся, а также их родителей по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при организации обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ; актуализирует имеющиеся в электронном виде методические материалы по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся, педагогических и административных работников, ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции по размещению учебных материалов; обеспечивает создание тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор письменных работ обучающихся, а также организацию текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса; создает необходимые специальные условия обучения для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (необходимо обеспечить: альтернативу звуковому и визуальному наполнению учебного контента (при сенсорных нарушениях); тексты и изображения должны легко восприниматься; выбор пользователем индивидуального темпа при освоении учебного контента; четкую и последовательную навигацию при освоении учебных материалов); предоставляет доступ к информационным системам и информационно телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования лицами с инвалидностью и ОВЗ. 4.5. ГБПОУ ИО ЗЖДТ размещает на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» инструкцию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, их родителей (законных представителей) и педагогических работников по получению или восстановлению логина и пароля (в случае использования личных кабинетов). 4.6. При организации занятий необходимо учитывается рекомендуемый режим обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ – время проведения одноразовой дистанционной сессии должно составлять не более 30 минут. В зависимости от конкретной нозологической группы время проведения занятий может варьироваться. 4.7. Администрацией ГБПОУ ИО ЗЖДТ до начала обучения проводятся разъяснительные беседы с родителями (законными представителями) обучающихся с инвалидностью и ОВЗ о применяемых методах и формах организации образовательного процесса, а также организации режима обучающихся на период временного перехода на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также о привлечении специалистов сопровождения, которые могут оказать помощь как самим обучающимся, так и их родителям: сурдопереводчиков, сурдопедагогов, тифлокомментаторов, тьюторов, педагогов-психологов, социальных педагогов и др. 5. Порядок реализации учебной и производственной практик и проведению государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 5.1. В указанном случае образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется обеспечить возможность прохождения учебной и производственной практик с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе скорректировать график учебного процесса образовательной организации. В случае необходимости образовательная организация вправе внести изменение в календарный график учебного процесса в части определения сроков прохождения учебной и производственной практик без ущерба по общему объему часов, установленных учебным планом образовательной организации. Основные положения, касающиеся вопросов организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий и организации образовательного процесса на выпускных курсах образовательных организаций, в том числе проведения Государственной итоговой аттестации (далее ГИА), изложены в рекомендациях Минпросвещения России от 27 марта 2020 г. №ГД83/05 и от 2 апреля 2020 г. №ГД-121/05 (далее - Рекомендации). В Рекомендациях указано, что ГИА обучающихся планируется к проведению в установленные сроки с возможным использованием дистанционных технологий. Образовательные организации осуществляют допуск обучающихся к ГИА, не имеющих академической задолженности и в полном объеме выполнивших учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения ГИА по соответствующим образовательным программам. ГИА в период сложной санитарноэпидемиологической обстановки не проводится на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии. При наличии технической возможности ГИА проводится с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации. Проведение ГИА с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, рекомендуется для проведения защит: выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы либо проведения демонстрационного экзамена согласно ФГОС по профессиям; дипломной работы (дипломного проекта) и (или) проведения демонстрационного экзамена согласно ФГОС СПО по специальностям. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 (далее - Порядок), содержит раздел «Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Пункт 42 данного Порядка определяет перечень мер, которые должны быть обеспечены профессиональной образовательной организацией в целях доступности получения среднего профессионального образования обучающимися с ОВЗ в зависимости от имеющейся нозологии. Так, например, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению должны быть обеспечены: адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и вебсервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля) и др. условия. Исходя из вышесказанного, при проведении ГИА по программам СПО, кроме перечисленных в Порядке, должно быть обеспечено сопровождение ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы) или замена печатных материалов аудиоматериалами. Реализация программ СПО для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе адаптированных образовательных программ, которые в соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представляют собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. В отношении реализации программ СПО и проведения ГИА ФГОС СПО предусматривают некоторые общие нормы, учитывающие особенности обучающихся с ОВЗ: наличие возможности приема-передачи информации в доступной для инвалидов и лиц с ОВЗ форме при применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; возможность увеличения не более, чем на 1 год срока получения образования по программам СПО, что влияет на срок прохождения ГИА для данной категории обучающихся; включение в программу СПО адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ; обеспечение обучающихся инвалидов и лиц ОВЗ печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья; адаптацию оценочных средств и методик обучения, применяемых рамках учебного процесса, в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с инвалидностью и ОВЗ; и др. Согласно пункту 10 Порядка ГИА, формами ГИА по программам СПО в соответствии с ФГОС СПО являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена. Согласно пункту 14.1 Порядка ГИА, демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности. Особенности проведения ГИА для инвалидов и обучающихся с ОВЗ должны быть в полной мере учтены при проведении ГИА в виде демонстрационного экзамена. Методической основой для проведения ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются требования ФГОС СПО. В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 года № 06-443 «О направлении Методических рекомендаций», а также согласно ФГОС СПО ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна проходить в соответствии с утвержденной в образовательной организации адаптированной образовательной программой. В случае сдачи инвалидами и лицами с ОВЗ демонстрационного экзамена, оценочные материалы для его проведения выбираются в соответствии с комплектами оценочной документации с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности) таких обучающихся. Порядок формирования заданий, выносимых на защиту выпускной квалификационной работы, а также утверждение тем выпускных квалификационных работ для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, устанавливается в программе ГИА и доводится до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей). В соответствии с частью 16 статьи 2 Закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Рекомендации, предоставленные ПМПК, заявление родителей (законных представителей), либо выдаваемая МСЭ индивидуальная программа реабилитации и абилитации (далее – ИПРА) в части описания требуемых образовательных условий являются основанием для создания в образовательной организации, реализующей программы СПО, особых условий для обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе при прохождении ГИА. Психолого-медико-педагогические консилиумы на базе образовательных организаций, реализующих программы СПО, вправе скорректировать рекомендации ПМПК для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по прохождению ГИА с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальной ситуации развития с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В программе ГИА должен быть определен порядок проведения ГИА для выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов в условиях проведения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В программе ГИА указываются условия проведения демонстрационного экзамена для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая: механизм создания специальных условий при проведении демонстрационного экзамена с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; обеспечение специальными техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; привлечение ассистентов или волонтеров для дистанционного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при проведении демонстрационного экзамена; наличие специального графика выполнения задания и др. В соответствии с частью 10 статьи 79 Закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации, реализующей программу СПО, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ на момент начала учебного года, завершающего освоение программы СПО, должны оформить письменное заявление о необходимости предоставления особых условий при сдаче ГИА. К таким условиям относятся: материальнотехнические (наличие специального оборудования, создание доступной среды); методические (индивидуальная программа ГИА, увеличение времени проведения демонстрационного экзамена) и кадровые (наличие тьютора-сопровождающего и волонтера-помощника). С целью уточнения рабочего времени для проведения демонстрационного экзамена образовательной организации рекомендуется провести с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ экспрессдиагностику работоспособности и функционального их состояния (по методике М.П. Мороз). На основе рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и абилитации, рекомендаций ПМПК и/или психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации, а также результатов теста образовательная организация составляет индивидуальную программу ГИА. Индивидуальная программа ГИА с копиями рекомендаций и результатов тестирования направляется в адрес РУМЦ СПО для оценки и составления экспертного заключения о соответствии освоенной программы СПО в части применения для оценки результатов ее освоения. Список необходимого специального оборудования с предполагаемым графиком проведения демонстрационного экзамена направляется в БПОО региона для согласования и при необходимости закупки специального оборудования (или передачи оборудования в ПОО). Обучающемуся инвалиду и лицу с ОВЗ может быть увеличено время выполнения задания в ходе демонстрационного экзамена, а также организованы дополнительные перерывы в соответствии с его индивидуальными особенностями. Необходимо учитывать, что при электронном обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью и использовании дистанционных образовательных технологий рекомендуется сокращать время занятий или делить занятие на блоки (модули). Это определяется индивидуально в зависимости от нозологической группы обучающихся, которые допускаются к ГИА, и их индивидуальных особенностей. При необходимости процедура ГИА может быть разделена на несколько блоков. Проведение демонстрационного экзамена в дистанционной форме осуществляется в соответствии с ФГОС СПО с учетом методических рекомендаций Союза «Молодые профессионалы» Ворлдскиллс Россия (письмо от 26 марта 2020 №1.5/WSR-722/2020 «Об изменении графиков проведения демонстрационных экзаменов по стандартам Ворлдскиллс Россия с приложением методических рекомендаций по проведению демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2020 году в условиях введения режима повышенной готовности). 6. Организация деятельности специалистов служб сопровождения процесса профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ при переходе на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий 6.1. Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. 6.2. Среди основных задач психолого-педагогического сопровождения субъектов дистанционного образовательного процесса: участие в адаптации материалов, используемых в процессе дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, анализ эффективности использования электронных ресурсов, а также конкретного контента; оценка состояния обучающихся и определение необходимости оказания им дополнительной медико-психологопедагогической помощи, привлечение при необходимости других специалистов; обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы на доступном им уровне; создание условий для успешной социализации обучающихся в условиях дистанционного обучения. 6.3.В реализации сопровождения процесса профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий принимают непосредственное участие: педагоги-психологи, социальные педагоги и иные специалисты, привлекаемые к данному направлению деятельности. 6.4.Важную роль при организации сопровождения образовательного процесса профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ при переходе на электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий играет мастер п/о. Основная задача мастер п/о – помощь самому обучающемуся, его родителям (законным представителям), педагогам в адаптации в новой цифровой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения. 6.5.Также мастер п/о в условиях перехода на дистанционное обучение принимает участие в адаптации для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ элементов дополнительной внеурочной деятельности. 6.6.Внеурочная деятельность, способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с нарушением развития и обучающихся, не имеющих таких нарушений, в том числе из различных организаций (кружковая деятельность в сети Интернет, через конференц-связь и т.д.). Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и обычно развивающихся обучающихся. 6.7.Социальный педагог выявляет потребности обучающихся и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации, участвует в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов обучающегося в государственных органах и органах местного самоуправления. Помощь осуществляется посредством телефонной связи, электронной переписки или через общение индивидуально или в чатах в мессенджерах. 6.8.Также задачей социального педагога является выявление потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семей в сфере социальной поддержки. 6.9.Задачи психолога в рамках реализации дистанционного психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: раннее выявление факторов риска возникновения нервно-психических расстройств в связи с наличием кризисной ситуации в условиях режима самоизоляции (тревожность, снижение работоспособности, страхи и т.п.); осуществление профилактической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью; развитие внутригрупповых связей: обучающийся с ОВЗ и инвалидностью – сверстники – педагоги. 6.10.При организации и реализации системы психологического сопровождения необходимо учитывается ряд факторов, способствующих решению задач сопровождения: здоровый морально-психологический климат коллектива, готовность кураторов и педагогов к сотрудничеству с обучающимися в сфере реализации задач психологического сопровождения, оптимальный режим учебной нагрузки. 6.11. Основные этапы психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях дистанционного обучения представляют собой целостную систему. 1 этап – диагностический, предполагающий анализ и оценку. 2 этап – поисково-вариативный, предусматривающий междисциплинарное обсуждение, подробные разработки каждого педагога по реализации образовательных программ. 3 этап – практико-действенный, включающий реальные действия участников образовательной деятельности, отслеживание результатов и своевременную корректировку планов индивидуального сопровождения. 4 этап – аналитический, состоящий из анализа эффективности деятельности отдельных специалистов, оценки результатов адаптации и социализации, подготовки рекомендаций всем участникам образовательного процесса. 6.12. При осуществлении дистанционного обучения применяется 2 модели деятельности психолога: 1. Психолог работает напрямую с участниками образовательного процесса (по переписке, в чате, в скайпе / зуме, по телефону). 2. Психолог работает через посредника (координатора курса, сурдопереводчика, тифлопереводчика), не вступая в прямой контакт с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, а получая от него материалы по данному запросу, анализируя содержание, результаты обследований, предлагая рекомендации. Основные методы психологического сопровождения в условиях дистанционного обучения: онлайн-тестирование и анкетирование (например, через google-формы), тренинги и коррекционные занятия в онлайн-режиме (zoom, skype, webinar), профилактические занятия в форме вебинаров с привлечением сурдопереводчиков и тифлопереводчиков, онлайн-консультирование.