Положение об учебно-исследовательской деятельности студентов

Приложение 19
к приказу
ГБПОУ ИО ЗЖДТ
от «30» октября 2020 года № 412-ос
ПОЛОЖЕНИЕ
об учебно-исследовательской деятельности студентов в государственном бюджетном
профессиональном образовательном учреждении Иркутской области
«Зиминский железнодорожный техникум»
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учебно-исследовательская деятельность - процесс совместной деятельности
студентов и педагогов по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по
открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний,
поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» в
редакции Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
 Устава ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум».
1.2. Целью научно-исследовательской работы студентов является создание условий для
развития творческой личности, ее профессионального самоопределения и
самореализации.
1.3.Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
 формировать интересы, склонности студентов к учебно-исследовательской
деятельности, умения и навыки проведения исследований;
 развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки,
техники, искусства, природы, общества и т.п.);
 развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на
практике;
 способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и
социальной адаптации.
1.4. Настоящее положение вступает в действие с 01.11.2020 г.
1.5. Настоящее положение имеет приложение.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
2.1. Научными руководителями студентов являются преподаватели техникума, педагоги
дополнительного образования или иные работники.
2.2. Направление и содержание учебно-исследовательской работы определяется
студентами совместно с научным руководителем. При выборе темы нужно учитывать
приоритетные направления стратегии развития техникума и собственные интересы
студента, индивидуальную траекторию его саморазвития.
2.3. Научный руководитель консультирует студента по вопросам планирования,
методики, оформления и представления результатов исследования.
2.4. Формами отчетности учебно-исследовательской работы студентов являются:
реферативные сообщения, доклады, статьи, стендовые отчеты, видеоматериалы, приборы,
макеты и др.
2.5. Лучшие работы студентов могут быть поощрены дипломами и рекомендованы к
представлению на конференции регионального, федерального, международного уровня,
могут быть направлены на конкурсы, олимпиады и т.д.
2.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Обучающиеся - исполнители ученической исследовательской работы имеют право:
• выбрать тему в соответствии со своими интересами;
• использовать для выполнения исследования материально-техническую и
информационно-справочную базу ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум»;
• получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителей;
• свободно использовать собственные результаты исследовательской деятельности в
соответствии с авторским правом;
• представлять результаты выполнения ученической исследовательской работы для
получения зачета или оценки по соответствующему предмету;
• получать отзыв о своей творческой работе от ученического совета и научного
руководителя.
3.2 Студенты-исполнители ученической исследовательской работы обязаны:
•выполнять исследования в соответствии с требованиями техники безопасности,
утвержденными в ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум»;
• соблюдать график работ в соответствии с рабочей программой исследования;
• обеспечивать полную сохранность и бережное использование материальных ресурсов и
справочно-информационных материалов образовательного учреждения, а также
вспомогательных учреждений (библиотека, архив, музей и т.п.);
• участвовать в конференциях, конкурсах;
• участвовать в пропаганде знаний среди студентов;
• отчитываться о своей работе на занятиях.
4. ВИДЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
4.1 Основными видами учебно-исследовательской деятельности студентов являются:
 проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных
литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее
решения;
 аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез,
систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и
явлений;
 диагностико-прогностический:
изучение,
отслеживание,
объяснение
и
прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений,
процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем; обычно осуществляются
научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в
сфере образования);
 изобретательско-рационализаторский:
усовершенствование
имеющихся,
проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
 экспериментально-исследовательский: проверка гипотезы, предположения и о
подтверждении или опровержении результата;
 проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового
исследования, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и
анализ фактических знаний.
4.2 Классификация проектов:
a) По содержанию:
 Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих
участников проекта или внешних заказчиков.
 Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное
исследование.
 Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход к оформлению результатов.
 Ролевой проект. В таких проектах структура также только намечается и остается
открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли,

обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут
намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень
творчества здесь очень высокая.
 Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,
ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов,
предназначенных для широкой аудитории.
b) По предметной области: монопредметные и межпредметные проекты.
c) По продолжительности:
 Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
 Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
 Недельные проекты выделяются в ходе проектной недели.
 Долгосрочные проекты выполняются в течение 4-6 месяцев.
 Годичные проекты выполняются в течение учебного года.
5. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ.
Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той
или иной области науки, техники, повседневной жизни, объясняющая и предсказывающая
факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы,
обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике.
5.1. Исследовательская работа оформляется на стандартных листах формата А4. Текст:
должен быть исполнен на одной стороне листа через одинарный межстрочный интервал
шрифтом Times New Roman 12-14. Для заголовков рекомендуется использовать шрифты
Times New Roman 12,14 полужирный.
5.2. Структура исследовательской работы.
1) Титульный лист, на котором указываются следующие сведения:
 Наименование образовательного учреждения (полностью);
 Наименование секции;
 Название работы;
 Вид работы (учебный проект, исследовательский проект, социальный проект,
научно- исследовательская работа);
 Группа, имя и фамилия автора полностью (всех авторов работы);
 Ф.И.О. руководителя полностью, должность, звание;
 Место и год выполнения работы
2) Содержание, включающее все составные части документа, идущие после него:
 Содержание должно быть вынесено на отдельную страницу, как и любой другой
структурный элемент.
 Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов включает в себя используемые в работе малораспространенные сокращения,
условные обозначения, символы, единицы измерения и специфические термины.
Если то или иное сокращение (и пр.) используется в тексте не более двух раз, оно в
список может не включаться, а его расшифровка дается непосредственно в тексте
при первом упоминании.
3) Введение:
 обосновывается выбор темы и ее актуальность; определяется объект и предмет
исследования, формулируются цели, определяются задачи и методы исследования;
 описывается новизна и практическая значимость работы;
 определяется план исследования и кратко характеризуются основные разделы
пояснительной записки;
 объем введения к проекту и отчету о научно-исследовательской работе не должен
превышать двух страниц.
4) Основная часть текстового документа, как правило, разбивается на два, три или
более разделов, которым присваиваются порядковые номера. Разделы основной

части могут быть разделены на подразделы, которые имеют нумерацию в пределах
раздела.
5) Заключение – кратко формулируются основные полученные результаты, делаются
выводы о степени достижения определенной во введении цели и поставленных
задач, а также, где это возможно, даются практические рекомендации и оценка
технико-экономической эффективности их внедрения или научной и социальной
значимости работы. Объем заключения к проекту и отчету о научноисследовательской работе – 1-2 страницы.
6) Список литературных источников (библиография) – оформляется в алфавитном
порядке и содержит сведения об источниках, использованных в процессе
исследования, проектирования.
7) Приложения – выносятся данные, являющиеся основой для проектирования,
картографические, статистические, справочные данные, листинги (распечатки)
разработанных программ.
8) Отзыв на проектную (исследовательскую) работу руководителя работы в котором
отмечаются: проблемность, практическая значимость проекта, полученные
результаты (продукт проекта), степень участия каждого учащегося в работе,
достижение поставленных целей. (приложения 1,2)
5.3. Требования к публичной защите работы.
Одной из целей публичной защиты является формирование объективной оценки
творческих способностей и интеллектуального потенциала студента, его самореализация
Время защиты:
7 – 10 минут вместе с ответами на вопросы членов жюри.
Публичная защита работы проводится в виде доклада участника на заседании секции,
конференции, конкурсе. (приложение 4)
6. ЭКСПЕРТИЗА РАБОТ
6.1. Для участия в внутритехникумовской конференции эксперты (жюри) проводят
предварительную (первичную) экспертизу проектных и исследовательских работ и по ее
результатам выносят решение:
• допустить работу к публичной защите – выступлению на научно-практической
конференции;
• отклонить работу.
6.2 Критерии оценки учебно-исследовательской работы студентов
1) Актуальность выбранного исследования.
2) Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства
автора с современным состоянием проблемы.
3) Умение использовать известные результаты и факты, а также знания, выходящие
за рамки учебной программы, метапредметные знания и умения.
4) Владение автором специальным и научным математическим и информационным
аппаратом, терминологией.
5) Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
6) Практическая и теоретическая значимость исследования.
7) Четкость выводов, обобщающих исследование.
8) Грамотность оформления и защиты результатов исследования. (приложение 3)

Приложение 1
ОТЗЫВ
на проектную работу
студента (ки) ___курса группы _____ профессии «______»
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум»
Фамилия, имя автора (авторов)
1. Тип проекта
2. Тема проекта
3. Проблемность, практическая значимость проекта
4. Полученные результаты (продукт проекта)
5.Степень участия каждого студента в работе
6. Достижение поставленных целей
Руководитель_________________ (ФИО полностью)
Подпись руководителя работы ____________
Приложение 2
ОТЗЫВ
на исследовательскую работу
«…»
студента (ки) ___курса группы _____ профессии «______»
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум»
Фамилия, имя автора (авторов)
1. Тема исследования
2. Проблемность, практическая значимость исследования
3.Полученные результаты исследования (переоткрытие открытия, новое знание)
4.Степень участия каждого учащегося в работе
5.Достижение поставленных целей
Руководитель_________________ (ФИО полностью)
Подпись руководителя работы _________________
Приложение 3
Критерии оценивания исследовательской работы:
№ Критерий
Оценки
1
Актуальность, новизна и практическая значимость заявленной темы
0–3
2
Четкость формулировки цели исследования или решаемой задачи
0– 3
3
Полнота и точность раскрытия темы, использование знаний выходящих за 0 – 3
рамки учебной программы
4
5
6
7

Самостоятельность в исследовании, собственный вклад
Ясность, логичность и последовательность изложения материала при
описании работы
Наличие научных методов (анализ, сравнение, синтез,
сопоставление текстовых и цифровых данных
Практическая значимость работы
Наличие и качество обоснованно необходимого иллюстрирующего
материала (графики, таблицы, рисунки, фотографии)

0–3
0–3
0–3
0–3
0–3

9

Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче

10

Оформление (титульный лист, оглавление, обзор литературы, содержание 0 – 3
работы, структурированность, выводы, аккуратность).
Использование ИКТ, ресурсов интернет
0– 3
Итого

11

0–3

Приложение 4
Критерии оценки доклада:
№ Критерий
1
Качество доклада:
1 – докладчик зачитывает работу
2 – докладчик рассказывает работу, но суть работы
не объяснена, есть фактические ошибки, отсутствует логика и тд
3 – четко выстроенный доклад
4 – доклад производит выдающееся впечатление
2
Качество ответов на вопросы;
0 – не может ответить на вопросы
1 – не может ответить на большинство вопросов
2 – отвечает на большинство вопросов (либо у
комиссии вопросов не возникло)
3
Оформление демонстрационного материала
1 – материалы низкого качества выполнения
2 – демонстрационный материал традиционен:
рисунки, диаграммы, фотографии
3 – использованы мультимедийные презентации,
коллекции, опыты и т.п.
4
Четкость выводов, обобщающих доклад, личностное отношение докладчика
0 – нет выводов
1 – выводы имеются, но они не доказаны
2 – выводы нечеткие
3 – выводы полностью характеризуют работу
4 – проявление личной заинтересованности докладчика
( эмоциональность, пунктуальность, организованность)
5
Соблюдение регламента
0 – не выполнен регламент
1 – регламент выполнен
Итого

Оценки
0-4

0–2

0–3

0–4

0–1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».