Положение о смешанном обучении

Приложение 25
к приказу
ГБПОУ ИО ЗЖДТ
от «30 октября 2020 года № 412-ос
ПОЛОЖЕНИЕ
о смешанном обучении в государственном бюджетном профессиональном
образовательном учреждении Иркутской области
«Зиминский железнодорожный техникум»
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет требования к порядку применения
педагогическими работниками ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум» (далееТехникум) технологии смешанного обучения при реализации основных образовательных
программ среднего профессионального образования (далее – образовательные программы)
/программ профессионального обучения или их части в соответствии с установленной формой
обучения при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации обучающихся(далее –Положение).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» в редакции
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
 Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональныхданных»;
 Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле вРоссийской
Федерации»;
 Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»;
 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г.
№ 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования» и изменениями, которые вносятся в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки РФ от 14.06.2013 г. 464, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ
от 28.08.2020 г. № 441;
 приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
 Устава и иными локальными нормативными актами ГБПОУ ИО «Зиминский
железнодорожный техникум»;
 Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
СПО
по
профессиям/специальностям.
1.3.
В настоящем положении используются следующие понятия:
 смешанное обучение–образовательная технология, основанная на сочетании
традиционных форм взаимодействия педагогического работника с обучающимися в
аудитории с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии педагогического работника
и обучающихся в электронной информационно-образовательной среде, а также при
организации самостоятельной работы обучающихся, используемых при проведении учебных
занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
обучающихся, и обеспечивающая выполнение всех требований образовательной программы.
 дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ)– образовательные
технологии,
реализуемые
в
основном
с
применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
обучающихся и педагогических работников;

 электронное обучение(далее – ЭО) – организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой приреализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических
средств,
а
также
информационно-телекоммуникационных
сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие
обучающихся и педагогических работников;
 электронная информационно-образовательная среда – совокупность
электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов,
информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих
технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных
программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
1.4.
Действие данного Положения не распространяется на случаи реализации
образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий.
1.5.
Техникум настоящим Положением доводит до участников образовательных
отношений (педагогических работников, обучающихся и родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) информацию о реализации
образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую
возможность их правильного выбора, посредством использования педагогическими
работниками смешанного обучения при проведении учебных занятий, практик, текущего
контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся.
1.6.
При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ
посредством использования педагогическими работниками смешанного обучения при
проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации обучающихся местом осуществления образовательной деятельности является
место нахождения Техникума независимо от места нахождения обучающихся.
1.7.
При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ
посредством использования педагогическими работниками смешанного обучения при
проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации обучающихся обеспечение защиты персональных данных участников
образовательного процесса осуществляется в установленном в Техникуме порядке.
1.8.
Объем занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия
педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением ЭО и ДОТ,
определяется руководителем образовательной программы при составлении учебного плана.
1.9.
Объем занятий, проводимых с применением ЭО и ДОТ, определяется
педагогическим работником по согласованию с руководителем образовательной программы
при составлении рабочей программы дисциплины (модуля), практики.
1.10. Педагогические работники Техникума вправе применять технологию
смешанного обучения при реализации дисциплин (модулей), практик, составляющих
образовательные программы, и проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации обучающихся на основе рабочей программы дисциплины (модуля), практики с
учетом обеспечения требований федеральных государственных образовательных стандартов.
1.11. Техникум обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень
подготовки
педагогических,
научных,
учебно-вспомогательных, административнохозяйственных работников организации. Для педагогических работников организуется
прохождение соответствующего дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки), а также методическое
сопровождение по использованию
педагогическими
работниками
смешанного обучения (обеспечение информацией, посещение специализированных
семинаров, научно-практических конференций, выставок и другое).
1.11. При реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и
ДОТ посредством использования педагогическими работниками смешанного обучения при
проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации обучающихся ведется учет и осуществляется хранение результатов
образовательного процесса и внутренний документооборот в установленном в

образовательной организации порядке.
1.12. Планирование рабочего времени педагогических работников, использующих
смешанное обучение при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в установленном в
Техникуме порядке.
1.13. Настоящее Положение вступает в действие с 01.09.2021.
Порядок организации образовательного процесса прииспользовании
технологии смешанного обучения
2.1. При принятии педагогическим работником решения об использовании
смешанного обучения при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся осуществляется:
1) корректировка рабочей программы дисциплины (модуля), практики и ее
утверждение в порядке, установленном локальными нормативными актами Техникума;
2) согласование с заместителем директора по учебной работе Техникума расписания
проведения учебных занятий и (или) промежуточной аттестации обучающихся на
ближайший период обучения, выделяемый в рамках курсов (семестр);
3)
предоставление обучающимся перед началом занятий и (или) практики
информации об особенностях организации образовательного процесса, о материальнотехнических условиях применения ЭО и ДОТ, о порядке применения электронной
информационно-образовательной среды Техникума, а также ознакомление обучающихся с
порядком оказания им учебно-методической помощи.
2.2. Допускается
отсутствие
учебных
занятий,
проводимых
путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимсяв аудитории.
2.3. Основными видами учебной деятельности, к которым могут применяться ЭО и
ДОТ при использовании технологии смешанного обучения, являются:
 лекции, реализуемые во всех технологических средах;
 практические, семинарские и лабораторные занятия, реализуемые во всех
технологических средах (видеоконференции, собеседования в режиме chat, компьютерный
лабораторный
практикум,
профессиональные
тренинги
с
использованием
телекоммуникационных технологий);
 индивидуальные и групповые консультации, реализуемые во всех технологических
средах (электронная почта, chat-конференции, форумы, видеоконференции);
 самостоятельная работа обучающихся, включающая изучение основных и
дополнительных учебно-методических материалов; выполнение тестовых и иных заданий;
выполнение курсовых проектов, написание курсовыхработ, тематических рефератов и эссе;
 текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с
применением дистанционного обучения;
 учебная и (или) производственная практика, реализация которой возможна
посредством информационных технологий.
2.4. При обучении с использованием дистанционного обучения применяются
следующие информационные технологии:
 пересылка изучаемых материалов по компьютерным сетям;
 электронные учебники;
 семинары, проводимые через компьютерные сети;
 кейсы;
 компьютерные системы контроля знаний с наборами тестов;
 трансляция учебных программ посредством теле- и радиовещания;
 голосовая почта;
 двусторонние видео-конференции;
 односторонние видеотрансляции с обратной связью, реализуемой посредством
электронной почты, chat, телефонной связи;
2.

2.5. Взаимодействие педагогического работника с обучающимся в электронной
информационно-образовательной среде должно быть организовано на регулярной основе.
Срок ответа педагогического работника на сообщение обучающегося должен составлять не
более двух рабочих дней с момента поступления вопроса.
2.6.
Срок проверки и оценивания педагогическим работником учебной работы
обучающегося должен составлять не более двух рабочих дней с момента, установленного
для предоставления обучающимися учебных работ и (или)с момента размещения
обучающимся выполненной работы.
2.7. В случае возникновения технических сбоев в электронной информационнообразовательной среде образовательной организации, препятствующих своевременному
освоению обучающимися дисциплины (модуля), практики, педагогический работник должен
внести корректировки в график выполнения учебных работ в пределах семестра.
2.8. Обучающийся обязан соблюдать установленный график и формат выполнения
учебных работ по дисциплине (модулю), практике, реализуемых с использованием
технологии смешанного обучения.
2.9. Ответственность за обеспечение выполнения обучающимися графика освоения
дисциплины (модуля), практики возлагается на педагогического работника.
3. Порядок формирования и применения электронной
информационно-образовательной среды
Электронная информационно-образовательная среда предназначена для:
 разработки, хранения, обновления и систематизации
электронных
информационных и образовательных ресурсов;
 обеспечения доступа обучающихся и педагогических работников, независимо от места их
нахождения, к электронным информационным ресурсам, электронным образовательным
ресурсам
посредством
использования
информационно-телекоммуникационных
технологий и сервисов;
 синхронного и асинхронного взаимодействия участников образовательного процесса с
применением ЭО и ДОТ;
 обеспечения индивидуализации образовательной траекторииобучающегося;
 обеспечения механизмов и процедур мониторинга качества образовательного процесса.
3.2. Элементами электронной информационно-образовательной среды является сайт
Техникума.
3.3. Техническое обеспечение электронной информационно- образовательной среды
включает в себя:
- Вебинарные платформы (zoom и др.);
- Социальные сети (BKонтакте и др.);
- Чаты, форумы;
- Мессенджеры (WhatsApp, Viber, Skype и др.).
3.4. Технологии должны обеспечивать идентификацию личности обучающегося,
сбор и анализ результатов педагогического мониторинга.
3.5. Методическое наполнение по дисциплине (модулю), практике, размещенных в
электронной информационно-образовательной среде, включает в себя:
 рабочий учебный план;
 календарный график учебного процесса;
 рабочая программа дисциплины (модуля), практики;
 учебник, практикум, задачник и (или) методическое пособие по дисциплине
(модулю), практике;
 тестовые материалы для контроля качества усвоения материала;
 методические рекомендации для обучающегося по изучению учебной дисциплины
и организации самоконтроля, текущего контроля;
 комплект дополнительных документов (справочные издания и словари;
3.1.

периодические, отраслевые и общественно-политические издания; научная литература,
ссылки на базы данных, сайты, справочные системы; электронные словари и сетевые
ресурсы).
4. Материально-техническая база применения ЭО и ДОТ при
использовании технологии смешанного обучения
4.1. Эффективное применение ЭО и ДОТ при использовании технологии
смешанного обучения возможно при условии наличия качественного доступа
педагогических работников и обучающихся к сети Интернет:
 с использованием установленных программно-технических средств для
обучающихся и педагогических работников на скорости не ниже 512 Кбит/с;
 в труднодоступных районах, подключаемых к сети Интернет с использованием
спутниковых каналов связи, скорость прямого канала должна быть не ниже 512 Кбит/с,
обратного – не ниже 128 Кбит/с;
 должен быть обеспечен порт доступа в сеть Интернет со скоростью не ниже 10
Мбит/с и возможностью установления не менее 20 одновременных сессий по 512 Кбит/с.
4.2. Услуга подключения к сети Интернет должна предоставляться в режиме 24 часа
в сутки 7 дней в неделю без учета объемов потребляемого трафика за исключением
перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ при
обеспечении совокупной доступности услуг не менее 99,5% в месяц.
4.3. Требования к скорости доступа в сеть Интернет носят рекомендательный
характер и должны соблюдаться в целях беспрепятственного и своевременного освоения
обучающимся образовательных программ.
4.4. Для использования в смешанном обучении ДОТ необходимо:
 предоставить каждому обучающемуся и педагогическому работнику свободный
доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий;
 оборудовать рабочее место педагогического работника и обучающегося
персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном,
аудиоколонками и/или наушниками);
 оснастить рабочее место педагогического работника интерактивной доской с
проектором (при необходимости);
 предоставить
возможность
использования
принтера,
сканера
(или
многофункциональное устройство).
4.5. В состав программно-аппаратных комплексов должно быть включено
(установлено) программное обеспечение, необходимое для осуществления образовательного
процесса:
 общего назначения (операционная система (операционные системы), офисные
приложения, средства обеспечения информационной безопасности, архиваторы,
графический, видео и аудио редакторы);
 учебного назначения (интерактивные среды, виртуальные лаборатории и
инструментальные средства по физике, химии, математике, географии, творческие
виртуальные среды и другие).
4.6. Формирование информационной среды осуществляется с помощью
программной системы дистанционного обучения. С помощью системы дистанционного
обучения:
 педагогический работник планирует свою педагогическую деятельность: выбирает
из имеющихся или создает нужные для обучающихся ресурсы и задания;
 обучающиеся выполняют задания, предусмотренные рабочими программами
дисциплин (модулей), практик, при необходимости имеют возможность обратиться к
педагогическим работникам за помощью.
4.7. Используемая в смешанном обучении система ЭО должна удовлетворять
следующим требованиям:
 должна быть обеспечена возможность гибкого распределения прав пользователей

по ролям (администратор, разработчик, педагогический работник, методический работник и
т.д.);
 должна быть обеспечена возможность включения и использования большого
набора различных элементов: ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов,
анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, редактора
«ленты времени», построения схем и др.;
 должна быть обеспечена удобная возможность редактирования текстовых областей
с помощью встроенного HTML-редактора;
 должны быть предоставлены различные способы оценки работы обучающихся с
возможностью создания собственных шкал для проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся;
 должна быть встроена удобная система учета и отслеживания активности
обучающихся, позволяющая отслеживать участие в освоении дисциплины (модуля),
практики и учитывать при проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации обучающихся;
 должна быть интегрирована электронная почта, позволяющая отправлять копии
сообщений в форумах, а также отзывы и комментарии педагогических работников и другую
учебную информацию;
 должна поддерживать отображение любого электронного содержания, хранящегося
как локально, так и на внешнем сайте.
4.8. Педагогическим работникам рекомендуется осуществлять организацию учебных
занятий, проводимых в режиме видеоконференций (вебинаров), совместно со специалистами
Техникума.
Указанное включает:
 информирование
обучающихся
о технических
требованиях
к
оборудованию и каналам связи;
 предварительную проверку связи с обучающимися;
 создание
и настройку
вебинара
в информационной
системе
видеоконференцсвязи;
 предоставление
преподавателям
и обучающимися
гиперссылки
на
URL-адрес (адрес ресурса в сети Интернет) вебинара;
 предоставление (при необходимости) рабочего места преподавателю;
 контроль состояния вебинара в процессе его проведения;
 запись вебинара;
видеомонтаж вебинара (при необходимости);
предоставление обучающимся доступа к записи вебинара.
4.9. За организацию материально-технической базы применения ЭО и ДОТ при
использовании педагогическими работниками технологии смешанного обучения несут
ответственность ведущий программист Ю.Ф. Грибов, системный администратор А.Л.
Пуговкин.
5. Порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся
5.1. Каждый обучающийся имеет право на получение учебно- методической помощи
по освоению образовательной программы.
5.2. Работа по оказанию методической помощи обучающимся планируется и
учитывается учебным отделом и педагогическими работниками Техникума.
5.3. При использовании технологии смешанного обучения для проведения учебных
занятий, практики, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
обучающимся оказывается учебно-методическая помощь. Техникум использует следующие
основные виды учебно-методической помощи обучающимся:
1) в виде контактной работы преподавателя с обучающимися (в том числе аудиторной
и внеаудиторной):

групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с преподавателем

(индивидуальные консультации), в том числе перед аттестационными испытаниями
промежуточной аттестации обучающихся, по курсовым работам;
 в виде удаленного взаимодействия – консультации в режиме онлайн и (или) офлайн
с использованием информационных и телекоммуникационных технологий посредством:
электронной почты; онлайн консультации с использованием телекоммуникационных
технологий (программа Skype); консультации с использованием электронной
информационно-образовательной среды (чат, вебинар, форум) и др.
2) создание условий для самостоятельной работы обучающихся посредством
обеспечения возможности удаленного доступа обучающихся к образовательным ресурсам
(электронные учебные пособия, ресурсы электронных библиотечных систем), входящим в
электронную информационно-образовательную среду Техникума.
5.4. Учебно-методическую помощь обучающимся оказывают структурные
подразделения, обеспечивающие подготовку обучающихся по образовательным программам,
в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
5.5. Консультирование обучающихся педагогическими работниками осуществляется
по утвержденному графику проведения консультаций в рамках индивидуальной почасовой
нагрузки педагогических работников
.Консультирование по видам учебно-методической помощи, не входящим в учебную
нагрузку педагогических работников, осуществляется индивидуально.
5.6. Для получения учебно-методической помощи, в том числе индивидуальных
консультаций по освоению дисциплины (модуля), практики, по вопросам организации
образовательного процесса, оплаты обучения и т.п. обучающиеся обращаются в учебную
часть, методический отдел Техникума.
5.7. Используемые способы обращения к директору Техникума, педагогическим
работникам, сотрудникам, в библиотеку, приемную комиссию: лично; по телефону, по Skype;
по электронной почте; через раздел «Обмен сообщениями» в личном кабинете.
5.8. Техникум обеспечивает доступ обучающихся к:
 учебно-методическим материалам, размещенным в электронной форме в
электронной информационно-образовательной среде, посредством индивидуальной
регистрации пользователей и выдачей логина и пароля;
 информационным библиотечным ресурсам электронных библиотечных систем
посредством индивидуальной авторизации в указанных системах;
 электронным образовательным ресурсам по дисциплинам (модулям), практикам
посредством свободного индивидуального доступа обучающихся к материалам
официального сайта Техникума.
5.9. Ответственными лицами за организацию учебно-методической помощи
обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых
дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий
являются руководители соответствующих структурных подразделений Техникума,
курирующих образовательный процесс, назначенные приказом директора Техникума.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».