Положение о разработке вариативной части образовательной программы

Приложение 3
к приказу
ГБПОУ ИО ЗЖДТ
от «30 октября 2020 года № 412-ос
ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке вариативной части образовательной программы
среднего профессионального образования в государственном бюджетном
профессиональном образовательном учреждении Иркутской области
«Зиминский железнодорожный техникум»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение регламентирует содержание, порядок разработки вариативной части
образовательной программы среднего профессионального образования (далее - ОПСПО).
1.2. Настоящее Положение разработано на основании:
 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 и
изменениями, которые вносятся в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. 464,
утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 г. № 441;
 Распоряжения Министерства образования Иркутской области от 18.08.2011 г. № 934-мр
«Об исполнении ФГОС начального профессионального образования в областных
государственных образовательных учреждениях Иркутской области»;
 Устава ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум»;
 Федеральных государственных образовательных стандартов;
 Порядка текущего контроля успеваемости, формы, периодичности промежуточной
аттестации
обучающихся
в
государственном
бюджетном
профессиональном
образовательном учреждении Иркутской области
«Зиминский железнодорожный
техникум».
1.3. Вариативная часть дает возможность:
 расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной
части образовательной программы;
 получения дополнительных компетенций, знаний необходимых для обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка
труда и возможностями продолжения образования;
 формировать у студентов способность к саморазвитию и самозанятости.
Вариативная часть направлена на обеспечение студентов техникума
качественным
профессиональным образованием. Это значит, что работодатель определяет, чему учить.
Техникуме определяет – как учить. Студент определяет, по какой образовательной программе
ему учиться.
1.4. Содержание вариативной части формируется, исходя из специфики профессии,
деятельности техникума, региональных требований, рекомендаций работодателей, участия
студентов в формировании содержания своего профессионального образования.
1.5. Реализация вариативной части представляет собой планируемую, организационно и
методически направляемую преподавателем деятельность студентов, осуществляемую в
рамках аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по:
 освоению учебных дисциплин и междисциплинарных курсов;
 формированию общих и профессиональных компетенций.
1.6. Вариативная часть наряду с обязательной частью образовательной программы является
неотъемлемой составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных рабочих,
служащих и специалистов среднего звена.

1.8. Вариативная часть ОП СПО составляет 20 % на освоение ОП СПО при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих (специалистов среднего звена).
II. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ
2.1. Региональные требования
Региональные требования
предусматривают включение в образовательные программы
дополнительных знаний и дополнительных компетенций, по осуществлению эффективного
трудоустройства,
планированию
успешной профессиональной карьеры, непрерывному
самообразованию и саморазвитию.
2.2. Механизм разработки вариативной части
Механизм разработки вариативной части образовательной программы среднего
профессионального образования с учетом требований работодателей включает в себя:
 разработку алгоритма определения содержания вариативной части образовательной
программы среднего профессионального образования;
 выявление прогнозируемых ожиданий работодателей относительно компетенций
работников конкретной специальности и профессии и пожеланий студентов;
 разработку программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, с учетом запросов
работодателей в соответствии с требованиями ФГОС.
2.3. Этапы разработки вариативной части образовательной программы среднего
профессионального образования
Этапы разработки вариативной части образовательной программы среднего профессионального
образования предполагают:
 формирование рабочих групп из числа наиболее опытных педагогических работников
техникума и представителей работодателей;
 определение специфики образовательной программы среднего профессионального
образования (проведение мониторинговых исследований регионального рынка труда,
опроса студентов);
 проведение анализа потребностей работодателей в умениях, знаниях, компетенциях;
 разработку структуры вариативной части образовательной программы среднего
профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих,
служащих;
 разработку содержания вариативной части образовательной программы среднего
профессионального образования – программ дисциплин или их разделов (тем) и (или)
профессиональных модулей;
 определение требований к условиям и результатам реализации вариативной части ОП СПО
ПКРС /ПССЗ;
 обеспечение условий реализации вариативной части.
2.4. Организация и направления реализации вариативной части
2.4.1.Распределение объема вариативной части:
2.4.2. Объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПСПО, может быть
использован на:
 увеличение объема дисциплины и модули обязательной части;
 введение новых учебных дисциплин и междисциплинарных курсов;
 введение новых профессиональных модулей;
При этом требования к умениям, знаниям и компетенциям, формируемым в рамках
дополнительных тем и разделов, новых учебных дисциплин, МДК и профессиональных
модулей, не должны повторять имеющиеся во ФГОС.
Дополнительные разделы, учебные дисциплины,
междисциплинарные курсы и
профессиональные модули должны содержать дополнительные знания и профессиональные
компетенции, которые содержатся в запросах работодателей, и обеспечивать формирование
дополнительных профессиональных компетенций, а также
реализацию требований
работодателей к практическому опыту, умениям, знаниям.
2.4.3. Часы вариативной части распределяются техникуме самостоятельно с учетом
направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей.
2.4.4. Организация реализации вариативной части ОП СПО включает:

 четкое планирование содержания и объема учебных дисциплин, МДК и ПМ, содержащих
вариативную часть;
 контроль и анализ результатов реализации вариативной части ОП СПО;
 создание необходимых условий реализации вариативной части: кадрового, учебнометодического, материально-технического обеспечения.
2.4.5. Преподаватель, реализующий вариативную часть, самостоятельно планирует и
определяет ее содержание (в соответствии с требованиями работодателей), формы контроля
(входного, текущего, итогового), задания и критерии оценки освоения студентов вариативной
части, учебную литературу, методические материалы.
2.4.6. Техникуме обеспечивает необходимые условия реализации вариативной части: кадры,
учебно-методическое, материально-техническое обеспечение.
2.4.6. Содержание программы вариативной части, согласованное с представителями
заинтересованного работодателя, рассматривается на заседании методической комиссии,
согласовывается или на заседании методического совета.
3. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОПСПО
3.1. Контроль результатов реализации вариативной части ОПСПО осуществляется в пределах
времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или
междисциплинарному курсу, либо за счет времени, отведенного на промежуточную
аттестацию.
3.2. Контроль может проходить в письменной, устной форме, по результатам выполнения
практических заданий, или в смешанной форме. Основными формами контроля являются:
 экзамен (зачет/дифференцированный зачет) по отдельной дисциплине;
 экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю;
 экзамен (дифференцированный зачет) по междисциплинарному курсу.
3.3. Критериями оценки результатов реализации вариативной части являются:
 уровень освоения дополнительных знаний и умений;
 освоение дополнительных компетенций;
 освоение дополнительного вида профессиональной деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».