Приложение 38 приказу ГБПОУ ИО ЗЖДТ от «27» октября 2020 года № 400-ос ПОЛОЖЕНИЕ об электронной информационно-образовательной среде в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» 1. Общие положения 1.1. Положение об электронной информационно-образовательной среде (далее – Положение) определяет порядок формирования и функционирования электронной информационно-образовательной среды Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» (далее – Техникум) 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования; Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017г. №2816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельности, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Федеральным законом от 27.07.2006г №152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями); Федеральным законом от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями); Федеральным законом от 29.07.2004г №298-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями); Федеральным законом от 06.04.2011г №263-Ф3 «Об электронной подписи» (с изменениями и дополнениями); Приказом Министерства просвещения от 24.08.2022г. №762 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»; Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования от 30.04.2021г. №Р-98 Уставом техникума; другими локальными нормативными актами техникума. 1.3. Электронная информационно-образовательная среда (далее – ЭИОС) включает в себя электронные информационные ресурсы (далее – ЭИР), электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР), совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. 1.4. Назначение электронной информационно-образовательной среды: обеспечение информационной открытости техникума в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования, организация образовательной деятельности техникума и обеспечение доступа обучающихся, их родителей и (или) законных представителей, администрации и педагогических работников к информационно-образовательным ресурсам электронной информационнообразовательной среды. 2. Цели и задачи 2.1. Целями использования электронной информационно-образовательной среды в техникуме являются: обеспечение информационной открытости техникума в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования; создания возможности организации образовательного процесса, проведения всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения с применением элементов электронного обучения и ДОТ по реализуемым образовательным программам среднего профессионального, дополнительного образования с использованием информационнообразовательных технологий и сервисов ЭИОС (при реализации такого обучения); обеспечения удаленного интерактивного доступа к ЭИР и ЭОР техникума для всех участников образовательного процесса вне зависимости от места их нахождения; повышения эффективности и качества образовательного процесса, научноисследовательской и других видов деятельности техникума. индивидуализации образовательной траектории обучающегося; обеспечения механизмов и процедур мониторинга качества образовательного процесса; обеспечения доступной образовательной среды. 2.2. Основные задачи электронной информационно-образовательной среды техникума: информационно-справочное сопровождение образовательного процесса (обеспечение доступа к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и ЭОР, указанным в рабочих программах; к расписаниям занятий); доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик осуществляется путем размещения перечисленных материалов в подразделе «Образование» специального раздела «Сведения об образовательной организации» официального сайта техникума; доступ к индивидуальным учебным планам осуществляется персонализировано в личных кабинетах обучающихся; доступ к изданиям электронных библиотечных систем и ЭОР, указанным в рабочих программах, осуществляется путем размещения ссылок на перечисленные материалы в рабочих программах дисциплин, программах практик, и в электронной библиотечной системе техникума; обеспечение взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе синхронного и (или) асинхронного посредством сети Интернет; создание возможности проведения на основе сервисов ЭИОС всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (в случае их реализации); обеспечение фиксации хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения образовательных программ (размещение данных сведений осуществляется в рамках личного кабинета обучающегося; под «фиксацией хода образовательного процесса» понимается фиксация хода освоения обучающимся дисциплин учебного плана образовательной программы, осуществляемая в ходе текущего контроля успеваемости, т.е. результаты текущего контроля успеваемости обучающегося по дисциплинам учебного плана; под «результатами промежуточной аттестации» понимаются результаты мероприятий промежуточной аттестации – экзаменов и зачетов по дисциплинам, модулям и практикам учебного плана); формирование и сопровождение личного кабинета преподавателя, обучающегося, обеспечивающего потребности педагогического работника, обучающегося в рамках образовательного процесса; формирование и сопровождение портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны участников образовательного процесса; обеспечение информационной базы управления образовательным процессом и обеспечение его информационной открытости. 2.3. Основные принципы создания и функционирования электронной информационно-образовательной среды: доступность и открытость; системность, интегративность и полифункциональность; ориентированность на пользователя. 3. Структура электронной информационно-образовательной среды 3.1. Составными элементами электронной информационно-образовательной среды техникума являются: официальный сайт техникума: https://zzhdt-edu.ru/, через который осуществляется доступ к учебным планам, аннотациям рабочих программ дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах. Официальный сайт позволяет выполнять требования федерального законодательства об обеспечении открытости образовательной организации. В состав официального сайта техникума, в случае необходимости, включаются поддоменные сайты, обеспечивающие реализацию отдельного программного обеспечения для реализации какой-либо функции ЭИОС, такие как сайты библиотеки, информационной системы ввода и обработки планов и отчётов преподавателей, системы дистанционного взаимодействия и предоставления контента, содействия трудоустройству выпускников техникума, дополнительного образования, научных конференций и другие. На официальном сайте техникума размещается напрямую или через ссылки на другие ресурсы открытая информация (ресурсы) и информация (ресурсы) ограниченного доступа. Доступ к информации и ресурсам ограниченного доступа персонифицирован и осуществляется через личный кабинет пользователя; Электронно-библиотечная система PROFобразование https://profspo.ru/; «Сферум» - бесплатная образовательная платформа для преподавателей и обучающихся, созданная компаниями VK и «Ростелеком»; ФГИС «Моя школа»; официальные группы ВКонтакте, Телеграмм, Одноклассники для обучающихся и работников техникума; портал дистанционного обучения техникума LMS Moodle, расположенный по адресу: https://do-zzhdt.ru/. Основное функциональное назначение портала дистанционного обучения в LMS Moodle – обеспечение доступа к электронным образовательным ресурсам всех субъектов образовательного процесса техникума; организация учебной деятельности с использованием современных средств обучения и Интернет-технологий; иные компоненты, необходимые для организации учебного процесса и взаимодействия компонентов электронной информационно-образовательной среды. 4. Формирование и функционирование ЭИОС 4.1. В целях обеспечения защиты информации, соблюдения конфиденциальности информации ограниченного доступа и реализации права на доступ к информации для надежного, безотказного и производительного функционирования электронной информационно-образовательной среды устанавливаются следующие требования: электронная информационно-образовательная среда должна соответствовать действующему законодательству РФ; функционирование электронной информационно-образовательной среды техникума обеспечивается соответствующими средствами информационнокоммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующей и поддерживающей; пользователи должны иметь соответствующую подготовку по работе с элементами электронной информационно-образовательной среды техникума. 5. Ответственность за использование и сохранность информационных ресурсов в ЭИОС 5.1. Использование материалов, извлеченных из электронной информационнообразовательной среды, способом, предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц, должно сопровождаться указанием на электронную информационно-образовательную среду, из которой эти материалы получены. 5.2. Обучающийся, родитель и (или) законный представитель, сотрудник техникума получившие учетные данные для авторизованного доступа в электронной информационно-образовательной среды, обязуются: хранить в тайне, не разглашать, не передавать их иным лицам; немедленно уведомить администратора информационных систем о невозможности авторизованного входа с первичным или измененным пользователем паролем с целью временного блокирования доступа в систему от своего имени. 5.3. Обучающийся, родитель и (или) законный представитель, сотрудник техникума несут ответственность за: несанкционированное использование регистрационной информации других обучающихся, родителей и (или) законных представителей и/или сотрудников, в частности – использование другого логина и пароля для входа в электронную информационно-образовательную среду техникума и осуществление различных операций от имени другого обучающегося, родителя и (или) законного представителя и (или) сотрудников; умышленное использование программных средств (вирусов, и/или самовоспроизводящегося кода), позволяющих осуществлять несанкционированное проникновение в электронную информационно-образовательную среду техникума с целью модификации информации, краж паролей, персональных данных и других несанкционированных действий. 6. Требования к техническому, технологическому и телекоммуникационному обеспечению функционирования ЭИОС 6.1. В целях надежного, безотказного и производительного функционирования ЭИОС устанавливаются следующие технические, технологические и телекоммуникационные требования: технические характеристики серверного оборудования должны удовлетворять текущим требованиям для одновременной работы всех пользователей, включая всех обучающихся и работников, использующих ЭИОС техникума; все серверное оборудование должно иметь средства отказоустойчивого хранения и восстановления данных; все серверное оборудование должно иметь сертифицированные аппаратные и программные средства обеспечения информационной безопасности; должно обеспечиваться восстановление информации в ретроспективе не менее одной недели; все компьютеры должны быть объединены в единую корпоративную вычислительную сеть; для всех педагогических работников и обучающихся в учебное время должен быть обеспечен постоянный выход из корпоративной вычислительной сети в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; для всех педагогических работников и обучающихся должен быть обеспечен доступ к работе в ЭИОС техникума из любого рабочего места, имеющего подключение к информационно-телекоммуникационной сети Интернет; должен обеспечиваться доступ к альтернативным форматам представления содержания электронных курсов (видео-аудио материалы, виртуальные практикумы, конспекты лекций и др.). 6.2. Устанавливается следующий порядок и формы доступа к рабочему месту, подключенному к корпоративной сети техникума: право доступа к рабочему месту, подключенному к корпоративной сети техникума, имеют все работники из числа педагогического и административного персонала. 6.3. Форма предоставления доступа - персональный компьютер корпоративной сети: предоставление доступа к рабочему месту, подключенному к корпоративной сети техникума, осуществляется руководителем отдела информационного сопровождения образовательного процесса; в случае увольнения работника руководитель соответствующего структурного подразделения в течение одного рабочего дня обязан сообщить электронику. 7. Порядок и формы доступа к электронной библиотечной системе PROFобразование 7.1. Право доступа к электронной библиотечной системе PROFобразование, расположенной по адресу https://profspo.ru/, имеют все пользователи ЭОИС техникума. Форма предоставления доступа – web-интерфейс. 7.2. Обучающиеся и работники получают логины и пароли доступа для входа в электронную библиотечную систему PROFобразование. 7.3. Для получения доступа к электронной библиотечной PROFобразование пользователи ЭОИС проходят процедуру персональной регистрации на странице электронной библиотечной системе PROFобразование. Порядок прохождения персональной регистрации размещен на сайте электронной библиотечной системе PROFобразование. 8. Способы и порядок поддержки обучающихся и педагогических работников при использовании ЭИОС 8.1. Каждый обучающийся и работник имеет право получения учебнометодической, технической поддержки при работе с ЭИОС техникума. 8.2. Учебно-методическую поддержку, разъяснения и консультации по вопросам использования ЭИР и ЭОР, информационных и телекоммуникационных технологий, входящих в состав ЭИОС, оказывают методист и преподаватели информатики. 8.3. Техническую поддержку, решение вопросов установки и настройки технических устройств и программных средств, обеспечивающих комфортную и эффективную работу с сервисами ЭИОС, оказывает электроник.