ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ» УЧЕБНЫЙ ПЛАН Образовательной программы среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) Квалификация: Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Форма обучения очная1 Срок освоения ОП СПО ППКРС: 1 год 10 месяцев на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: технологический Зима, 2023 г. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). Статья 17. Формы получения образования и формы обучения, п. 4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 1 1. Сводные данные по бюджету времени (в неделях) Курсы Обучение по Учебная Производственная дисциплинам и практика практика междисциплинарным курсам I II III Всего 27 25 25 77 5 5 6 16 7 9 7 23 Промежуточная аттестация 2 2 1 5 Государственная итоговая аттестация 2 2 Каникулы Всего 11 11 2 24 52 52 43 147 2.1. План учебного процесса ОП СПО ППКРС (2023-2025 гг.) ЭМ-23-117 Распределение по курсам и семестрам (часов в семестр) Формы промежуточной аттестации (семестр) Учебная нагрузка обучающихся, ч. Курс 1 Наименование циклов, разделов, 17 24 17 24 11 1476 25 1421 739 672 10 30 25 612 864 Общеобразовательные учебные предметы 3 8 956 18 920 450 464 6 18 18 384 572 ОУП.01 Русский язык 1 78 46 30 2 6 ОУП.02 Литература 2 122 3 119 79 40 3 34 88 5 ОУП.03 Иностранный язык 2 124 4 120 20 100 4 56 68 6 ОУП.04 История 2 100 3 91 69 20 2 6 3 34 66 7 ОУП.05 Обществознание 2 92 4 82 60 20 2 6 4 34 58 8 ОУП.06 Химия 2 68 68 40 28 34 34 9 ОУП.07 Биология 2 54 54 40 14 20 34 10 ОУП.08 География 2 40 36 26 10 11 ОУП.09 Информатика 2 68 68 18 50 20 48 12 ОУП.10 Основы безопасности жизнедеятельности 2 68 68 50 18 34 34 13 ОУП.11 Физическая культура 2 136 136 2 134 34 102 14 ОУП 15 16 2 ОУП 3 4 84 4 Всего В форме практ. подготовки 5 ОП Зачеты ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 1 дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Экзамены Консультации 4 Практ. и лабор. занятия 3 Лекции, уроки 2 Самост.(с.р.+и.п.) 1 Объём ОП Промежут. аттестация Индивид. проект (входит в с.р.) С преподавателем в том числе Диффер. зачеты Индекс Курс 2 84 40 4 Профильные общеобразовательные учебные предметы 2 400 7 381 229 148 4 12 7 156 244 ОУП.12 Физика 2 160 4 150 100 48 2 6 4 60 100 ОУП.13 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия; вероятность и статистика 2 240 3 231 129 100 2 6 3 96 144 Дополнительные учебные предметы, курсы, предлагаемые образовательной организацией 3 120 120 60 60 УП.01 Родной язык 2 48 48 28 20 19 УП.02 Основы проектной деятельности 1 36 36 16 20 36 20 УП.03 Введение в профессию 1 36 36 16 20 36 21 ПП ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 7 13 1440 864 510 354 36 22 СГ Социально-гуманитарный цикл 1 5 276 270 118 152 6 23 СГ.01 История России 4 48 48 38 10 24 СГ.02 Иностранный язык в профессиональной деятельности 4 48 48 10 38 25 СГ.03 Безопасность жизнедеятельности 72 66 16 50 26 27 СГ.04 СГ.05 Физическая культура Основы финансовой грамотности 4 4 36 36 36 36 2 26 34 10 28 СГ.06 Основы бережливого производства 4 36 36 26 10 29 ОП 5 352 340 212 128 30 ОП.01 Техническое черчение и чтение чертежей 3 54 54 30 24 31 ОП.02 Электротехника с основами электроники 54 48 30 18 32 ОП.03 Основы технической механики 48 48 30 18 48 33 ОП.04 Электроматериаловедение 4 36 36 26 10 36 34 ОП.05 Охрана труда 3 36 30 20 10 35 ОП.06 Электробезопасность 4 48 48 30 18 16 36 ОП.07 Электрические машины, электропривод и системы управления электроснабжением 3 36 36 26 10 36 37 ОП.08 Карьерное моделирование 4 40 40 20 20 38 П Профессиональный цикл 3 6 3 812 254 180 74 18 356 39 ПМ.01 Выполнение монтажа и наладки устройств электроснабжения и электрооборудования (по отраслям) 1 2 1 236 86 60 26 6 236 40 МДК.01.01 3 86 86 60 26 17 УП 18 Общепрофессиональный цикл Сборка, монтаж, установка и наладка устройств электроснабжения и электрооборудования 6 4 3 3 4 72 48 48 540 612 828 60 216 22 26 48 6 72 20 18 16 18 36 12 196 156 54 6 6 54 36 32 40 86 456 41 УП.01 Учебная практика по ПМ.01 3 72 72 72/2 нед. 72 42 ПП.01 Производственная практика по ПМ.01 3 72 72 72/2 нед. 72 43 Э 44 Экзамен по модулю 3 ПМ.02 Выполнение технического обслуживания устройств электроснабжения и электрооборудования (по отраслям) 1 45 МДК.02.01 Техническое обслуживание устройств электроснабжения и электрооборудования 46 УП.02 Учебная практика по ПМ.02 47 ПП.02 Производственная практика по ПМ.02 48 Э 49 ПМ.03 50 МДК.03.01 51 УП.03 Учебная практика по ПМ.03 52 ПП.03 Производственная практика по ПМ.03 53 Э 54 ГИА Экзамен по модулю 4 Выполнение ремонта и работ по предупреждению аварий и неполадок устройств электроснабжения и электрооборудования (по отраслям) 1 6 2 КОНСУЛЬТАЦИИ по О 56 ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ 6 120 306 84 60 24 3 84 84 60 24 4 108 108 108/3 нед. 4 108 108 108/3 нед. 2 36 72 108 6 6 6 270 1 270 84 60 24 4 84 84 60 24 4 72 72 72/2 нед. 72 4 108 108 108/3 нед. 108 4 84 6 6 36 36 нед 6 1 10 12 186 84 6 Государственная итоговая аттестация 55 6 1 Ремонт и работы по предупреждению аварий и неполадок устройств электроснабжения и электрооборудования Экзамен по модулю 6 6 24 2952 25 2285 1249 1026 10 66 25 540 2 8 612 864 612 864 57 Экзамены (без учета физ. культуры) 1 4 3 4 58 Зачеты (без учета физ. культуры) 0 0 2 4 59 Диффер. зачеты (без учета физ. культуры) 2 8 3 8 3. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских № Наименование 1. Кабинет русского языка и литературы 2. Кабинет иностранного языка 3. Кабинет истории, обществознания 4. Кабинет химии и биологии, природы и экологии родного края 5. Кабинет математики 6. Кабинет информатики 7. Кабинет физики 8. Кабинет электротехники 9. Кабинет технического черчения 10. Кабинет охраны труда 11. Кабинет технической механики 12. Кабинет материаловедения 13. Кабинет безопасности жизнедеятельности 14. Лаборатория электротехники и электроники 15. Лаборатория информационных технологий 16. Лаборатория контрольно-измерительных приборов 17. Лаборатория технического обслуживания электрооборудования. 18. Мастерская слесарно-механическая 19. Мастерская электромонтажная 20. Спортивный зал 21. Место для стрельбы 22. Библиотека 23. Читальный зал с выходом в сеть Интернет 24. Актовый зал 4. Пояснительная записка Настоящий учебный план образовательной программы среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих ГБПОУ ИО ЗЖДТ разработан на основе нормативно – правовых документов федерального уровня: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» Приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 №732 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413»; Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 №371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования (зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 № 74228); Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.04.2023 г. № 316, зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 05.06. 2023г. № 73728); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 г., № 762 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; приказа Минпросвещения России (Министерства просвещения РФ) от 08 ноября 2021 г. № 800 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования"; приказа Минпросвещения России от 14 октября 2022 г. № 906 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов»; - приказа Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 №30861); - письма Министерства образования и науки РФ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки от 16 апреля 2015 г. №01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»; - приказа Министерства образования и науки РФ от 23 января 2014 г. №36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»; - приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. №1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; - рекомендаций по использованию в образовательном процессе по физической культуре проведение теоретических занятий по вопросам здорового образа жизни, подготовку докладов и рефератов изложены в письме Министерства образования РФ от 6 сентября 2002 г. N 18-521645/18-17; - инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; - приказа Министерства просвещения РФ от 30.07.2020 г. № 369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; - приказа Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. N 885/390 «О практической подготовке обучающихся» (с изменениями и дополнениями). С изменениями и дополнениями от: 18 ноября 2020 г.; - письма Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.03.2020 № ГД - 83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий». - Устав ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум». - Локальные акты техникума. Обучение по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) организуется на базе основного общего образования. Объем максимальной нагрузки студентов составляет – 36 часов в неделю. Учебный процесс и режим занятий организован согласно Уставу ГБПОУ ИО ЗЖДТ: теоретическое обучение включает в себя программу среднего общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования, общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов по профессии; учебная практика проводится в учебных лабораториях, в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием, в группах с наполняемостью более 15 человек - в две смены; производственная практика проходит на предприятиях города и района на основе долгосрочных и краткосрочных договоров; продолжительность учебной недели – шестидневная; продолжительность занятий (45 мин.); перерывы между занятиями для отдыха - 10 минут; после 4 урока установлен удлиненный перерыв для питания – 40 минут. В соответствии с ФГОС СПО срок освоения образовательной программы среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) при очной форме обучения для лиц, студентов на базе основного общего образования, составляет – 2 года 10 месяцев. Общее количество аудиторной нагрузки распределяется следующим образом: часы недели Теоретическое обучение 2772 77 576 16 Учебная практика 828 23 Производственная практика 4176 Итого 72 2 Промежуточная аттестация 72 2 Государственная итоговая аттестация Учебный год в техникуме начинается 01 сентября, делится на 2 полугодия. Общая продолжительность каникул и праздничных дней составляет: на 1, 2 курсах -11 недель. Организация практической подготовки обучающихся является обязательным разделом образовательной программы ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практическая подготовка в виде производственная практика состоит из двух этапов: производственная практики (по профилю специальности) и преддипломной практики. 4.1. Общеобразовательный цикл Изучение общеобразовательных дисциплин осуществляется рассредоточено на I и II курсах, согласно приказу Министерства просвещения РФ от 24.08.2022 №762 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования. Качество освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла оценивается в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль по дисциплинам общеобразовательного цикла проводится в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую учебную дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии. В раздел «Общеобразовательные дисциплины, предлагаемые образовательной организацией», формируемый участниками образовательных отношений, включены следующие учебные дисциплины: Астрономия, Культура общения, Основы финансовой грамотности, Черчение, Конструктор карьеры. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированных зачетов и экзаменов: дифференцированные зачеты – за счет времени, отведенного на общеобразовательную дисциплину, экзамены – за счет времени, выделенного ФГОС. Формирование вариативной части ОП СПО ППКРС При разработке образовательной программы среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих в целях реализации вариативной части часы вариативной части ОП СПО ПКРС 144 часа ФГОС, решением Методического совета протокол № 8 от 19 апреля 2023 года, использованы на формирование новых дополнительных профессиональных компетенций, умений и знаний, следующим образом: Индекс Наименование Кол-во уметь знать циклов, разделов, часов дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Общепрофессиональный учебный цикл ОП.06 Электробезопасность 14 оценивать уровень своей основы российского подготовленности и законодательства об 4.2. осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе ОП.08 Карьерное моделирование 24 применять профессиональные стандарты для описания образа рабочего/специалиста соответствующей квалификации по осваиваемой профессии (специальности); анализировать современную ситуацию на отраслевом и региональном рынке труда, и учитывать её при проектировании индивидуального плана карьерного развития; определять цели и возможности освоения цифровых навыков; применять ресурсы национальной системы квалификаций для проектирования обороне государства и воинской обязанности граждан; порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника траектории профессионального развития и самообразования; ранжировать и применять наиболее действенные способы поиска вакансий на рынке труда, в том числе с использованием сети Интернет; определять варианты образовательной и карьерной траектории; проектировать индивидуальный план карьерного развития; формировать портфолио карьерного продвижения, отслеживать свой «цифровой след» Профессиональный учебный цикл МДК.01.02 Основы слесарно10 сборочных и электромонтажных работ выполнять ремонт осветительных электроустановок, силовых трансформаторов, электродвигателей; выполнять монтаж осветительных электроустановок, трансформаторов, комплектных трансформаторных подстанций; технологические процессы сборки, монтажа, регулировки и ремонта; слесарные, слесарно – сборочные операции, их назначение; приёмы и правила выполнения операций; выполнять прокладку кабеля, монтаж воздушных линий, проводов и тросов; рабочий (слесарно – сборочный инструмент и приспособления), их устройство, назначение и приёмы пользования; выполнять слесарную и механическую обработку в пределах различных классов точности и чистоты; наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; выполнять такие виды работ как пайка, лужение и другие; требования безопасности выполнения слесарно – сборочных и электромонтажных работ читать электрические схемы различной сложности; выполнять расчеты и эскизы, необходимые при сборке изделия; выполнять сборку, монтаж и регулировку электрооборудования промышленных предприятий; ремонтировать электрооборудование промышленных предприятий в соответствии с технологическим процессом; МДК.03.01 Организация 12 технического обслуживания электрооборудования промышленных организаций ФК.00 ИТОГО: Физическая культура 14 применять безопасные приёмы ремонта разбираться в графиках ТО и ремонта электрооборудования и проводить плановый предупредительный ремонт (ППР) в соответствии с графиком; производить межремонтное техническое обслуживание электрооборудования; оформлять ремонтные нормативы, категории ремонтной сложности и определять их; устранять неполадки электрооборудования во время межремонтного цикла; производить межремонтное обслуживание электродвигателей; использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей задачи службы технического обслуживания; виды и причины износа электрооборудования; организацию технической эксплуатации электроустановок; обязанности электромонтера по техническому обслуживанию электрооборудования и обязанности дежурного электромонтера; порядок оформления и выдачи нарядов на работу о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни 144 4.3. Формы проведения промежуточной аттестации Оценка качества освоения ППКРС включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации студентов. Формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются преподавателем, ведущим дисциплины, профессиональный модуль самостоятельно и доводятся до сведения студентов в течение первых двух месяцев от начала обучения. Создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются преподавателем, ведущим дисциплины, профессиональный модуль самостоятельно, и утверждаются директором образовательной организацией. Для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются преподавателем и утверждаются директором образовательной организацией после предварительного согласования с работодателем. Для промежуточной аттестации студентов по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов привлекаются преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации студентов по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов привлекаются работодатели. Промежуточную аттестацию проводят в форме дифференцированных зачетов и экзаменов: дифференцированные зачеты – за счет времени, отведенного на соответствующую общеобразовательную дисциплину, экзамены – за счет времени, выделенного ФГОС СПО по профессии. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. 4.4. Формы проведения государственной итоговой аттестации Формы и порядок проведения итоговой аттестации в техникуме регламентируются Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации выпускников ГБПОУ ИО ЗЖДТ, освоивших образовательную программу среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Для проведения государственной итоговой аттестации в учебном плане предусмотрено 2 недели. Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена. Срок подготовки к демонстрационному экзамену начинается с момента выхода на производственную практику. В это время для студентов проводятся консультации по подготовке к ГИА. Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится техникумом с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности). При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований: проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии); пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей; обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях. Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья: а) для слепых: задания для выполнения зачитываются ассистентом; письменные задания надиктовываются ассистенту; б) для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом; в) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей): письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту. Разработчик: заместитель директора по УР Согласовано: заместитель директора по УПР А.С. Шаманская О.В. Бекетова