Приложение 1
к приказу директора ГБПОУ ИО ЗЖДТ
от «30» августа 2024 года № 168-ос
ПОЛОЖЕНИЕ
о Внутренней системе оценки качества образования
в Государственном бюджетном профессиональном образовательном
учреждении Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум»
1. Общие положения
1.1. Положение о Внутренней системе оценки качества образования (далее Положение) в Государственном бюджетном профессиональном образовательном
учреждении Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» (далее –
Техникум) определяет основные цели, задачи и принципы функционирования внутренней
системы оценки качества образования, а также ее структуру, порядок проведения
мониторинга и оценки качества образования.
1.2. Положение устанавливает единые требования при реализации внутренней
системы оценки качества образования (далее – ВСОКО).
1.3. Практическое осуществление ВСОКО строится в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013г. №662 (ред. от 24.03.2022г.)
«Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
10.12.2013г. №1324 (ред. от 15.02.2017г., с изм. от 03.11.2022г.) «Об утверждении
показателей
деятельности
образовательной
организации,
подлежащей
самообследованию»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019г.
№114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным
программам, образовательным программам среднего профессионального образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 29.11.2021г.
№869 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам
среднего профессионального образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2023г.
№762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26.08.2020г.
№438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021г.
№800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями
и дополнениями);
- Федеральными государственными образовательными стандартами среднего
профессионального образования;
- Уставом Техникума;
- локальными нормативными актами, регулирующими образовательный процесс в
Техникуме.
1.4. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников
Техникума, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с
трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по
совместительству.
1.5. В настоящем положении используются следующие термины:
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,
являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений,
навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных
объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов
Системы образования - совокупность взаимодействующих преемственных
образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного
уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо
от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и
подведомственных им учреждений и организаций образования.
Образовательные учреждения - организации, осуществляющие образовательный
процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и
обеспечивающих воспитание обучающихся.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным
стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям
физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов
образовательной программы.
Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется
степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения
зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования;
включает оценку качества образовательного процесса, условий его осуществления, а
также оценку обучающегося в системе среднего общего образования через оценку его
индивидуальных достижений.
Внутренняя система оценки качества образования - целостная система
диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами
государственно-общественного управления училища, которым делегированы отдельные
полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных
структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством
образования.
Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов,
условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью оценочных
средств.
1.6. Положение о ВСОКО, а также дополнения и изменения к нему утверждаются
приказом директора Техникума.
2. Основные цели, задачи и принципы функционирования ВСОКО
2.1. Основные функции ВСОКО:
- разработка системы показателей для оценки качества деятельности Техникума;
- методическое сопровождение ВСОКО;
- планирование, разработка, организация и контроль выполнения программ
мониторингового исследования и создание базы данных мониторинговых исследований;
- экспертиза состояния развития Техникума (в том числе, формирование сводных
отчетов по результатам мониторинговых исследований и анализа полученных данных);
- информационное обеспечение управленческих решений по проблемам
повышения качества образования;
- информационное обеспечение внешних пользователей (представители
исполнительной и законодательной власти, работодатели, представители общественных
организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о развитии
Техникума;
- прогноз тенденций развития Техникума.
2.2. Цель ВСОКО:
- получение объективной информации о деятельности Техникума, степени
соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям,
определяемыми ФГОС и профессиональными стандартами, о тенденциях изменения
качества образования и причинах, влияющих на его уровень.
2.3. Основными задачами ВСОКО являются:
- создание инструментария для ВСОКО (централизованная разработка процедур,
технологий и инструментальных средств аттестационных и мониторинговых
обследований);
- обеспечение информационного, аналитического и экспертного сопровождения
ВСОКО;
- разработка единой информационно-технологической базы;
- обеспечение гласности и коллегиальности при принятии стратегических
решений в области оценки деятельности Техникума.
2.4. В основу внутренней системы оценки качества образования положены
принципы:
- программный подход в формировании ВСОКО Техникума;
- целесообразности при дифференциации и упорядочении информационных
потоков о деятельности Техникума, степени соответствия образовательных результатов и
условий их достижения требованиям, определяемыми ФГОС и профессиональными
стандартами, о тенденциях изменения качества образования и причинах, влияющих на его
уровень;
- инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом
потребностей разных потребителей образовательных услуг, оптимизации их количества;
- объективности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости;
- научности в подходах к разработке диагностического инструментария и
процессов оценки качества образования;
- гласности путем включения в систему общественной экспертизы всех
участников образовательного процесса на всех этапах, открытости, прозрачности
процедур оценки качества образования, доступности информации о состоянии и качестве
образования для потребителей;
- профессионализма путем подготовки экспертов по оценке результатов и
организации образовательного процесса.
3. Структура ВСОКО
3.1. Составляющие ВСОКО
3.1.1. Объекты ВСОКО:
- содержание обучения;
- результаты обучения;
- условия обучения.
3.1.2. Организационная структура, занимающаяся ВСОКО, экспертизой качества
образования и интерпретацией полученных результатов, включает:
- администрацию (директор Техникума, заместители директора);
- руководителя службы по оценке качества образования;
- методические комиссии;
- психолого-педагогическую службу;
- педагогический совет;
- Управляющий совет;
- родительский комитет.
3.1.3. Администрация:
- формирует концептуальные подходы к оценке качества образования, утверждает
критериальную базу ВСОКО;
- обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования;
- осуществляет нормативное обеспечение порядка и процедуры оценивания;
- координирует работу различных структур, деятельность которых связана с
вопросами оценки качества образования;
- рассматривает результаты оценочных процедур в рамках ВСОКО, утверждает
рейтинг педагогов по результатам реализации ВСОКО;
- определяет состояние и тенденции развития образования;
- принимает управленческие решения по совершенствованию качества
образования.
3.1.4. Служба по оценке качества образования:
- обеспечивает выработку и нормативно-правовое оформление правил
деятельности всех участников мониторинговых процедур в рамках ВСОКО, определяет
их права, обязанности и ответственность;
- консолидирует организационно-методический инструментарий сбора и
первичной обработки информации о качестве образования с занесением ее в
информационную базу данных;
- анализирует и интерпретирует информацию о качестве образования, а также
обеспечивает этой информацией ее потребителей;
- разрабатывает методические рекомендации по итогам аналитической
деятельности и консультирует субъектов мониторинговой деятельности по вопросам
проведения корректирующих действий.
3.1.5. Методические комиссии педагогов Техникума:
- разрабатывают методологические основы, инструментарий оценки качества
образования;
- обеспечивают педагогам помощь в формировании собственных систем оценки
качества обучения и воспитания;
- проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества образования,
используемых педагогами;
- разрабатывают и формируют портфолио профессиональных достижений
педагогов.
3.1.6. Психолого-педагогическая служба:
- проводит психологические исследования, направленные на выявление
затруднений обучающихся, оценивает уровень адаптации и психологическую
комфортность обучения;
- прогнозирует результаты обучения групп и конкретных обучающихся;
- разрабатывает рекомендации для педагогов и администрации Техникума по
оптимизации условий образовательного процесса.
3.1.7. Управляющий Совет:
- участвует в обсуждении отчета администрации Техникума по реализации
ВСОКО;
- осуществляет контроль соблюдения здоровых и безопасных условий обучения и
воспитания в Техникуме, принимает меры к их улучшению;
- рассматривает вопросы текущей успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся, состояния их здоровья и уровня воспитанности;
3.1.8. Педагогический совет Техникума:
- участвует в обсуждении и выборе учебных планов, программ, учебников, форм,
методов образовательного процесса и способов их реализации;
- решает вопросы о допуске выпускников Техникума к ГИА, переводе
обучающихся на следующий курс или об оставлении их на повторный курс обучения; о
поощрениях и взысканиях обучающихся;
- участвует в организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, по развитию их творческих инициатив, распространению передового опыта;
- организует и проводит опытно-экспериментальную работу;
- определяет направления взаимодействия Техникума с государственными и
общественными организациями.
3.1.9. Итоги оценки качества образования используются:
- для стимулирования педагогов Техникума к достижению высоких результатов (в
соответствии с положением о материальном стимулировании работников);
- для стимулирования обучающихся (в соответствии с положением о
материальном стимулировании обучающихся).
4. Порядок взаимодействия организационных структур ВСОКО
4.1. Оценка качества образования в Техникуме осуществляется в соответствии с
программой развития образовательного учреждения.
4.2. Процессы сбора, хранения, обработки информации о качестве образования в
Техникуме, а также исполнители работ и формы представления информации
устанавливаются администрацией Техникума и Министерством образования Иркутской
области.
4.3. Основной формой взаимодействия организационных структур ВСОКО
является соглашение.
4.4. К оценочным процедурам в рамках ВСОКО привлекаются представители
профессиональных объединений, общественности.
5. Делопроизводство ВСОКО
5.1. Основными документами, составляющими делопроизводство службы по
оценке качества образования, являются:
- положение о ВСОКО;
- положение о промежуточной и текущей аттестации;
- отчет по самообследованию;
- методологические основы, инструментарий оценки качества образования;
- результаты оценочных процедур в рамках ВСОКО;
- методические рекомендации по итогам аналитической деятельности и
консультирует субъектов мониторинговой деятельности по вопросам проведения
корректирующих действий.