ОП СПО ППКРС ОП СПО ПКРС 23.01.09 Машинист локомотива (тепловоза)- 2024

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Учебный план по профессии на 2 года 10 месяцев
Том 1 Рабочие программы предметов общеобразовательной подготовки, рабочие
программы учебных дисциплин и профессиональных модулей
Общеобразовательная подготовка
Общеобразовательные учебные предметы
ОУП.01
Русский язык
ОУП.02
Литература
ОУП.03
Иностранный язык
ОУП.04
История
ОУП.05
Обществознание
ОУП.06
Химия
ОУП.07
Биология
ОУП.08
География
ОУП.09
Информатика
ОУП.10
Основы безопасности жизнедеятельности
ОУП.11
Физическая культура
Профильные общеобразовательные учебные предметы
ОУП.12
Физика
Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия; вероятность и
ОУП.13
статистика
Дополнительные учебные предметы, курсы, предлагаемые образовательной организацией
УП.01
Родной язык
УП.02
Основы проектной деятельности
УП.03
Введение в профессию
ПП
Профессиональная подготовка
ОП
Общепрофессиональный цикл
ОП.01
Основы технического черчения
ОП.02
Слесарное дело
ОП.03
Электротехника
ОП.04
Материаловедение
ОП.05
Общий курс железных дорог
ОП.06
Охрана труда
ОП.07
Безопасность жизнедеятельности
ОП.08
Регламент переговоров
ОП.09
Правила технической эксплуатации и инструкции
ОП.10
Финансовая грамотность
ОП.11
Карьерное моделирование
ОП.12
Электробезопасность
П.00
Профессиональный цикл
ПМ.01
Техническое обслуживание и ремонт локомотива (по видам0
Управление и техническая эксплуатация локомотива (по видам) под руководством
ПМ.02
машиниста
ФК.00
Физическая культура
Том 2 Фонд контрольно-оценочных средств
4
Том 3 Программа воспитания
5
1
2
3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.09 Машинист локомотива
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих представляет
собой комплект документов, разработанных и утвержденных образовательным
учреждением с учетом потребностей регионального рынка труда, требований
федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований,
на основе ФГОС СПО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 №
703 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии 190623.01Машинист
локомотива», (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 29697 по профессии
среднего профессионального образования 190623.01 Машинист локомотива.
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих регламентирует
цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации
образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной
профессии и включает в себя: учебный план ППКРС, программы учебных дисциплин,
профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки
обучающихся, а также календарный учебный график и методические материалы,
обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.














1. Нормативно-правовую базу ППКРС составляют следующие документы:
федерального уровня:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании);
приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования»
приказ Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413»;
приказ Минпросвещения России от 23.11.2023 № 1014 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»;
ФГОС СПО по профессии 190623.01 Машинист локомотива, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации № 703 от 02.08.2013 года;
приказ Минпросвещения России от 01.09.2022 № 796 «О внесении изменений в федеральные
государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования»;
приказ Министерства просвещения РФ от 17 мая 2022 г. N 336 "Об утверждении перечней
профессий и специальностей СПО и установлении соответствия отдельных профессий и
специальностей СПО, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям СПО, перечни
которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей СПО";
приказ Минпросвещения России от 24 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования»;
приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования» (с изменениями и дополнениями от 05.05.2022г.,
19.01.2023г.);
приказа Минобрнауки и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №885/390 «О практической
подготовке обучающихся»

Документов ГБПОУ ИО ЗЖДТ:
- Устава ГБПОУ ИО ЗЖДТ;
- локальных нормативных актов ГБПОУ ИО ЗЖДТ:

1. Положения о самостоятельной работе студентов;
2. Положения о текущем контроле и промежуточной аттестации, о контроле за
учебно-воспитательным процессом (о внутреннем контроле);
3. Положения о порядке организации и осуществления образовательной деятельности
по образовательным программам среднего профессионального образования;
4. Положения о формировании вариативной части ОП СПО;
5. Положения о внутренней системе оценки качества;
6. Положения о порядке зачета организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, результатов освоения студентами учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в
других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7. Положения о государственной итоговой аттестации студентов;
8. Положения об учебной и производственной практике и др.
2.Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников по профессии 23.01.09 Машинист
локомотива включает:
 управление, техническое обслуживание и ремонт локомотивов (по видам):
электровоз, тепловоз, под руководством машиниста;
 обеспечение условий эффективной эксплуатации обслуживаемого подвижного
состава.
Требования к поступающим
Лица, поступающие на обучение, должны иметь документ о получении основного
общего образования, результаты медицинского освидетельствования и результаты
профотбора. Срок освоения ОП СПО ПКРС: 2 года 10 месяцев на базе основного общего
образования при очной форме обучения.
3. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
 локомотив (по видам);
 устройства, узлы и агрегаты оборудования локомотива (по видам);
 инструменты, контрольно-измерительные
приборы, применяемые
техническом
 обслуживании и ремонте локомотива (по видам);
 профиль пути;
 сигнальные устройства.

при

4. Выпускник по профессии 23.01.09 Машинист локомотива готовится к
следующим видам деятельности:
4.1. Техническое обслуживание и ремонт локомотива (по видам).
4.2. Управление и техническая эксплуатация локомотива (по видам) под руководством
машиниста.
в качестве:
слесаря по ремонту подвижного состава - помощника машиниста тепловоза.
5. Результаты освоения ППКРС определяются оценкой качества подготовки
обучающихся и выпускников, осуществляется по направлениям: оценка уровня освоения
дисциплин; оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной
службы.
Выпускник,
освоивший
ППКРС,
должен
обладать
приобретаемыми
компетенциями, т.е. способностью применять полученные при освоении учебных
дисциплин и междисциплинарных курсов знания, умения, а также приобретенный опыт и
личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Машинист локомотива в результате освоения ППКРС должен обладать
общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе
с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять
стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
Машинист локомотива должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Техническое обслуживание и ремонт локомотива тепловоза.
ПК 1.1. Проверять взаимодействие узлов локомотива.
ПК 1.2. Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей
ремонтируемого объекта локомотива.
Управление и техническая эксплуатация тепловоза под руководством машиниста.
ПК 2.1. Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу.
ПК 2.2. Обеспечивать управление локомотивом.
ПК 2.3. Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
при реализации ППКРС
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
обеспечивается
учебно-методической документацией по всем дисциплинам,
междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием
времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам
данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин,
модулей основной профессиональной образовательной программы. Во время
самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся обеспечен одним учебным печатным и электронным
изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебнометодическим печатным и электронным изданием по каждому междисциплинарному
курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд укомплектован 75% печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной
за последние 5 лет.

Библиотечный фонд включает официальные, справочно-библиографические и
периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда,
состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение предоставляет возможность оперативного обмена
информацией и доступ к современным профессиональным базам данных и
информационным ресурсам сети Интернет.
7. Кадровое обеспечение реализации ППКРС
Реализация программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по
профессии 23.01.09 Машинист локомотива обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Преподаватели,
отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла, и мастера
производственного обучения имеют опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы. Преподаватели и мастера производственного обучения
проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
8. Основные
материально-технические
условия
для
реализации
образовательного процесса в ОУ в соответствии с ППКРС
Техникум, реализуя программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии среднего профессионального образования, в минимальном количестве
располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и
модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом
образовательного
учреждения.
Материально-техническая
база
соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ППКРС обеспечивает:
 выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как
обязательный компонент практические задания с использованием персональных
компьютеров;
 освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной
соответствующей образовательной среды в Техникум или в организациях в
зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Техникум в недостаточном количестве обеспечено необходимым комплектом
лицензионного программного обеспечения.
№
Наименование
1. Кабинет электротехники
2. Кабинет технического черчения
3. Кабинет охраны труда
4. Кабинет общего курса железных дорог
5. Кабинет безопасности жизнедеятельности
6. Лаборатория материаловедения
7. Лаборатория конструкции локомотивов
8. Лаборатории автоматических тормозов
9. Мастерская слесарная
10. Мастерская электромонтажная
11. Спортивный зал
12. Место для стрельбы
13. Библиотека
14. Читальный зал с выходом в сеть Интернет
15. Актовый зал
Для обеспечения учебного процесса в образовательном учреждении также имеются
столовая, медпункт, объекты хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического
назначения, общежитие.

9. Характеристика социокультурной среды ПОО, обеспечивающей развитие
общих компетенций обучающихся
В ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум» одним из главных аспектов
учебно-воспитательной работы является воспитание обучающихся на традициях, а
развитие общих компетенций является приоритетным. Педагогический коллектив
стремится к формированию у обучающихся следующих качеств: патриотизма, социальной
солидарности, гражданственности, семейных ценностей, трудолюбия и общих
компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта РФ.
Воспитание в техникуме осуществляется через уроки, кружки, внеклассные
мероприятия, разговоры о важном, классные часы, работу музея. Воспитательная работа в
техникуме призвана способствовать успешному выполнению миссии техникума:
1.Подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающего высокой
культурой, социальной активностью, качествами гражданина-патриота;
2.Реализации стратегии государственной молодежной политики Российской
Федерации в научных и учебно-воспитательных проектах профессиональной системы.
Главная
цель:
воспитание
разностороннее
развитой
личности,
конкурентоспособного специалиста. Критериями эффективности функционирования
структуры воспитательной и социокультурной деятельности в техникуме являются:
1.Взаимодействие двух главных субъектов образовательно-воспитательного
процесса - обучающихся и педагогов;
2.Неразрывная связь учебно-научного, учебно-воспитательного и внеучебного
социокультурного процессов.
В общежитии техникума создаются благоприятные условия для проживания,
обучения и адаптации обучающихся, развития самоуправления, организации досуга.
Проводятся различные массовые мероприятия, конкурсы.
10. Контроль и оценка результатов освоения основной профессиональной
образовательной программы
Техникум реализует подготовку по программам учебных дисциплин и
профессиональных модулей, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
и промежуточной аттестации.
Оценка качества освоения ППКРС включает текущий контроль знаний,
промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль, промежуточная аттестация проводится преподавателем в
процессе обучения (часть 5 статья 58. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
При текущем контроле используется накопительная система оценивания, по
пятибалльной шкале. Текущий контроль по дисциплинам и междисциплинарным курсам
проводится в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую учебную
дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая
компьютерные технологии.
Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от
других форм учебной нагрузки, за счет времени, выделенного ФГОС СПО.
Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного зачета проводится
за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины или
профессионального модуля.
Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией,
которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии
входят представители работодателей.
Для текущего и итогового контроля, промежуточной аттестации обучающихся на
соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей
ППКРС (текущая и промежуточная аттестация) создаются контрольно-оценочные
средства (КОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. КОС
для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным

учреждением самостоятельно, а для государственной итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного
положительного заключения работодателей.
КОС включают в себя педагогические контрольно-оценочные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки. В
техникуме создаются условия для максимального приближения программ текущей и
промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам
профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для
чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в
качестве внешних экспертов активно привлекаются работодатели, преподаватели,
читающие смежные дисциплины.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух
основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций
обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной
службы.
В соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минпросвещения России от 08
ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями и
дополнениями от 05.05.2022г., 19.01.2023г.)осуществляется проведение государственной
итоговой аттестации.
Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты дипломного
проекта.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе среднего
профессионального образования. К проведению государственной итоговой аттестации по
основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители
работодателей или их объединений.
После изучения профессиональных модулей с присвоением квалификации рабочего,
служащего проводится квалификационный экзамен.
Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию,
техникумом выдаются документы установленного образца.
Образовательная программа среднего профессионального образования подготовки
квалифицированных рабочих, служащих в 3 томах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».