ОП СПО ППССЗ 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог-2022

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Учебный план по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного
состава железных дорог на 3 года 10 месяцев
Том 1 Программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, рабочие
3
программы дисциплин общеобразовательного цикла
Общеобразовательный цикл
Общие общеобразовательные учебные дисциплины
ОУД.01 (1) Русский язык
ОУД.01 (2) Литература
ОУД.02
Иностранный язык
ОУД.03
Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия
ОУД.04
История
ОУД.05
Физическая культура
ОУД.06
Основы безопасности жизнедеятельности
Общеобразовательные дисциплины по выбору из обязательных предметных областей
ОУД.07
Информатика
ОУД.08
Физика
ОУД.09
Химия
ОУД.10
Обществознание (вкл. экономику и право)
ОУД.15
Биология
ОУД.16
География
ОУД.17
Экология
Общеобразовательные дисциплины предлагаемые образовательной организацией
ОУД.18
Астрономия
ОГСЭ.00
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
ОГСЭ.01
Основы философии
ОГСЭ.02
История
ОГСЭ.03
Иностранный язык
ОГСЭ.04
Физическая культура
ЕН.00
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
ЕН.01
Математика
ЕН.02
Информатика
П.00
Профессиональный учебный цикл
ОП.00
Общепрофессиональные дисциплины
ОП.01
Инженерная графика
ОП.02
Техническая механика
ОП.03
Электротехника
ОП.04
Электроника и микропроцессорная техника
ОП.05
Материаловедение
ОП.06
Метрология, стандартизация и сертификация
ОП.07
Железные дороги
ОП.08
Охрана труда
ОП.09
Безопасность жизнедеятельности (в том числе учебные сборы)
ОП.10
Электробезопасность
ОП.11
Конструктор карьеры
ПМ.00
Профессиональные модули
Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава
ПМ.01
(электроподвижной состав)
ПМ.02
Организация деятельности коллектива исполнителей
Участие в конструкторско-технологической деятельности (по видам подвижного
ПМ.03
состава)
ПМ.04
Выполнение работ по профессии 18560 Слесарь по ремонту подвижного состава
1
2

ПМ.05
4
5

Выполнение работ по профессии 16885 Помощник машиниста электровоза
Том 2 Фонд контрольно-оценочных средств
Том 3 Программа воспитания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе подготовки специалистов среднего звена по специальности
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Программа подготовки специалистов среднего звена представляет собой комплект
документов, разработанных и утвержденных образовательным учреждением с учетом
потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов
исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований, на основе ФГОС
СПО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.04.2014 г. № 388
(зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2014 г. № 32769) по специальности 23.02.06
Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, а также примерной
основной образовательной программы.
Программа
подготовки специалистов среднего звена регламентирует цели,
ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного
процесса, оценку качества подготовки выпускника по данной профессии и включает в
себя: учебный план ППССЗ, программы учебных дисциплин, профессиональных модулей
и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также
календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию
соответствующих образовательных технологий.













1. Нормативно-правовую базу ППССЗ составляют следующие документы:
федерального уровня:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании);
приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования»
приказ Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413»;
приказ Минпросвещения России от 23.11.2023 № 1014 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»;
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава
железных дорог утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской
Федерации от 22.04.2014 г. N 388 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 18 июня
2014 г. N 32769), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 13 июля 2021 г. N 450 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 14
октября 2021 г., N 65410), с изменениям, внесенными приказом Министерства просвещения РФ
от 01.09.2022 года N 796 «О внесении изменений в федеральные государственные
образовательные стандарты среднего профессионального образования» (зарегистрирован в
Минюсте России от 11.10.2022 года № 70461);
приказ Минпросвещения России от 01.09.2022 № 796 «О внесении изменений в федеральные
государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования»;
приказ Министерства просвещения РФ от 17 мая 2022 г. N 336 "Об утверждении перечней
профессий и специальностей СПО и установлении соответствия отдельных профессий и
специальностей СПО, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям СПО, перечни
которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей СПО";
приказ Минпросвещения России от 24 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования»;
приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего

профессионального образования» (с изменениями и дополнениями от 05.05.2022г.,
19.01.2023г.);
 приказа Минобрнауки и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №885/390 «О практической
подготовке обучающихся»
Документов ГБПОУ ИО ЗЖДТ:
- Устава ГБПОУ ИО ЗЖДТ;
- локальных нормативных актов ГБПОУ ИО ЗЖДТ.
2.Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ
по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава железных
дорог.
Требования к поступающим
Лица, поступающие на обучение, должны иметь документ о получении основного
общего образования, результаты медицинского освидетельствования.
Нормативный срок освоения программы: 3 года 10 месяцев на базе основного общего
образования при очной форме подготовки.
3. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- детали, узлы, агрегаты, системы подвижного состава железных дорог;
- техническая документация;
- технологическое оборудование;
- первичные трудовые коллективы.
4. Выпускник по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного
состава железных дорог
квалификации базовой подготовки техник готовится к следующим видам деятельности:
4. 1.Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава.
4.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.
4.3. Участие в конструкторско-технической деятельности.
4.4. Выполнение работ по профессии 18560 Слесарь по ремонту подвижного состава.
4.5. Выполнение работ по профессии 16885 Помощник машиниста электровоза.
5. Результаты освоения ППССЗ определяются оценкой качества подготовки
обучающихся и выпускников, осуществляется по направлениям: оценка уровня освоения
дисциплин; оценка компетенций обучающихся.
Выпускник,
освоивший
ППССЗ,
должен
обладать
приобретаемыми
компетенциями, т.е. способностью применять полученные при освоении учебных
дисциплин и междисциплинарных курсов знания, умения, а также приобретенный опыт и
личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные Технологий в профессиональной

деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены Техникий в профессиональной
деятельности.
5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими
видам деятельности:
5.2.1. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава.
ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.
ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных
дорог в
соответствии с требованиями технологических процессов.
ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.
5.2.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.
ПК 2.1. Планировать и организовывать производственные работы коллективом
исполнителей.
ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных
условий
труда.
ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ.
5.2.3. Участие в конструкторско-технологической деятельности.
ПК 3.1. Оформлять техническую и технологическую документацию.
ПК 3.2. Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов
подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией.
5.2.4.1/5.2.4.2 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
при реализации ППССЗ
Программа подготовки специалистов среднего звена обеспечивается учебнометодической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и
профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием
времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам
данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин,
модулей основной профессиональной образовательной программы. Во время
самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся обеспечен одним учебным печатным и электронным
изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебнометодическим печатным и электронным изданием по каждому междисциплинарному
курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной
за последние 5 лет.
Библиотечный фонд включает официальные, справочно-библиографические и
периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому
обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не
менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение предоставляет возможность оперативного обмена
информацией и доступ к современным профессиональным базам данных и
информационным ресурсам сети Интернет.
7. Кадровое обеспечение реализации ППССЗ
Реализация ППКРС обеспечена педагогическими кадрами, имеющими среднее
профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения обладают знаниями
и умениями, соответствующими профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Имеют
опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы,
преподаватели
и
мастера производственного обучения получают дополнительное
профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в
форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
8. Основные
материально-технические
условия
для
реализации
образовательного процесса в ОУ в соответствии с ППССЗ
Техникум, реализуя программу подготовки специалистов среднего звена по
специальности среднего профессионального образования 23.02.06
Техническая
эксплуатация подвижного состава железных дорог (базовая подготовка), располагает
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных
работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной
подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного
учреждения. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.
Реализация ППССЗ обеспечивает:
 выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как
обязательный компонент практические задания с использованием персональных
компьютеров;
 освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной
соответствующей образовательной среды в Техникум или в организациях в
зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Техникум в недостаточном количестве обеспечено необходимым комплектом
лицензионного программного обеспечения.
№
Наименование
Кабинеты:
1
социально-экономических дисциплин;
2
иностранного языка
3
математики
4
информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности
5
инженерной графики
6
технической механики
7
метрологии, стандартизации и сертификации
8
безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
9
конструкции подвижного состава
10
технической эксплуатации железных дорог и безопасности движения
11
общего курса железных дорог
Лаборатории:
1
электротехники
2
электроники и микропроцессорной техники
3
материаловедения
4
электрических машин и преобразователей подвижного состава
5
автоматических тормозов подвижного состава
6
технического обслуживания и ремонта подвижного состава
Мастерские:

1
2
3
4
Залы:
1

слесарные
электросварочные
электромонтажные
механообрабатывающие

спортивный зал, библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый
зал
Для обеспечения учебного процесса в образовательном учреждении также имеются
столовая, медпункт, объекты хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического
назначения, общежитие.
9. Характеристика социокультурной среды ПОО, обеспечивающей развитие
общих компетенций обучающихся
В ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум» одним из главных аспектов
учебно-воспитательной работы является воспитание обучающихся на традициях, а
развитие общих компетенций является приоритетным. Педагогический коллектив
стремится к формированию у обучающихся следующих качеств: патриотизма, социальной
солидарности, гражданственности, семейных ценностей, трудолюбия и общих
компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта РФ.
Воспитание в техникуме осуществляется через уроки, кружки, внеклассные
мероприятия, классные часы, работу музея. Воспитательная работа в техникуме призвана
способствовать успешному выполнению миссии техникума:
1.Подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающего высокой
культурой, социальной активностью, качествами гражданина-патриота;
2.Реализации стратегии государственной молодежной политики Российской
Федерации в научных и учебно-воспитательных проектах профессиональной системы.
Главная
цель:
воспитание
разностороннее
развитой
личности,
конкурентоспособного специалиста. Критериями эффективности функционирования
структуры воспитательной и социокультурной деятельности в техникуме являются:
1.Взаимодействие двух главных субъектов образовательно-воспитательного
процесса - обучающихся и педагогов;
2.Неразрывная связь учебно-научного, учебно-воспитательного и внеучебного
социокультурного процессов.
В общежитии техникума создаются благоприятные условия для проживания,
обучения и адаптации обучающихся, развития самоуправления, организации досуга.
Проводятся различные массовые мероприятия, конкурсы.
Контроль и оценка результатов освоения ППССЗ
Техникум реализует подготовку по программам учебных дисциплин и
профессиональных модулей, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
и промежуточной аттестации.
Оценка качества освоения ППКРС включает текущий контроль знаний,
промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль, промежуточная аттестация проводится преподавателем в
процессе обучения (часть 5 статья 58. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
При текущем контроле используется накопительная система оценивания, по
пятибалльной шкале. Текущий контроль по дисциплинам и междисциплинарным курсам
проводится в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую учебную
дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая
компьютерные технологии.
Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от
других форм учебной нагрузки, за счет времени, выделенного ФГОС СПО.
Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного зачета проводится
10.

за счет часов, отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины или
профессионального модуля.
Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией,
которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии
входят представители работодателей.
Для текущего и итогового контроля, промежуточной аттестации обучающихся на
соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей
ППКРС (текущая и промежуточная аттестация) создаются контрольно-оценочные
средства (КОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. КОС
для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным
учреждением самостоятельно, а для государственной итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного
положительного заключения работодателей.
КОС включают в себя педагогические контрольно-оценочные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки. В
техникуме создаются условия для максимального приближения программ текущей и
промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам
профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для
чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в
качестве внешних экспертов активно привлекаются работодатели, преподаватели,
читающие смежные дисциплины.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух
основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций
обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной
службы.
В соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 16
августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»
осуществляется проведение государственной итоговой аттестации.
Государственная итоговая аттестация включает выпускную практическую
квалификационную работу и письменную экзаменационную работу.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или
индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе среднего
профессионального образования. К проведению государственной итоговой аттестации по
основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители
работодателей или их объединений.
После
изучения
профессиональных
модулей
проводится
экзамен
квалификационный.
Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию,
техникумом выдаются документы установленного образца.
Образовательная программа среднего профессионального образования подготовки
специалистов среднего звена в 3 томах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».