УП 23.01.09 Помощник машиниста (по видам подвижного состава железнодорожного транспорта)-2025 (3)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ИО
«Зиминский железнодорожный техникум»
О.В. Скуратова
Приказ №________«_____»_______________2025 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательной программы среднего профессионального образования подготовки
квалифицированных рабочих, служащих
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум»
23.01.09 Помощник машиниста (по видам подвижного состава железнодорожного
транспорта)

Квалификация: Слесарь по ремонту подвижного состава и помощник машиниста
Направленность ОП:
- Слесарь по ремонту подвижного состава и помощник машиниста тепловоза
Форма обучения – очная1
Нормативный срок освоения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: технологический
Приказ об утверждении ФГОС по профессии 23.01.09 Помощник машиниста (по видам
подвижного состава железнодорожного транспорта) от 20.03.2024 № 175

Зима, 2025 г.

1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021).
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения. п. 4. Допускается сочетание
различных форм получения образования и форм обучения.

35 24-30

34 17-23

33 10-16

Август

32 03-09

30 20-26

29 13-19

29.06-05.07
27

28 06-12

Июль

26 22-28

25 15-21

24 08-14

23 01-07

Июнь

22 25-31

21 18-24

27.04 - 03.05
04-10
19
20 11-17

Май

18

17 20-26

14

30.03-05.04
15 06-12
16 13-19

Апрель

13 23-29

12 16-22

23.02-01.03
10 02-08
11 09-15

Март

9

8 16-22

7 09-15

26.01-01.02

6 02-08

Февраль

4

3 19-25

2 12-18

1 05-11

Январь

52 29-04

52 22-28

51 15-21

50 08-14

49 01-07

Декабрь

48 24-30

47 17-23

46 10-16

27.10-02.11
45 03-09

Ноябрь

44

43 20-26

42 13-19

29.09-05.10

41 06-12

Октябрь

40

39 22-28

38 15-21

37 08-14

Курс

36 01-07

сентябрь

31 297.07 - 02.08

1. Календарный учебный график ПМ-25-108 (2025-2028 гг.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 39 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

тп тп тп тп тп тп

II

А К К К К К К К К К

К К

П П П П П П П П П П П

сборы

А К К

I

П П П П

К К К К К К К К К

А
тп тп тп тп тп тп

III

А
К К

П П П П П П П П П

А
Обозначения:

Г * * * * * * * * *
А

Обучение по циклам и разделу "Физическая культура"

тп

А

Промежуточная аттестация

П

К

Каникулы

Учебная практика
рассредоточенная
Производственная практика
Учебные сборы

Г

Государственная итоговая аттестация

*

Неделя отсутствует

2. Сводные данные по бюджету времени ПМ-25-108 (2025-2028 гг.)
Обучение по циклам и разделу "Физическая
культура"
Курс

Всего
нед.

I
II
III
Всего

39
23
27
89

час.
обяз.
уч.
зан.
1404
828
972
3204

1 сем
нед.
16
14,5
14,5
45

час.
обяз.
уч.
зан.
576
522
522
1620

2 сем

Промежуточная
аттестация
Всего

1
сем

2 сем

нед.

час.
обяз. уч.
зан.

нед.

нед.

нед.

23
8,5
12,5
44

828
306
450
1584

2
1
1
4

1
0,5
0,5
2

1
0,5
0,5
2

Практики
Учебная практика
Производственная
(Производственное
практика
обучение)
1
2
1
2
Всего
Всего
сем сем
сем сем
нед.

2
3
5

нед.

2
2
4

нед.

1
1

нед.

15
9
24

нед.

нед.

15
9
24

ГИА

Проведение

Каникулы

Всего

нед.

нед.

нед.

1
1

11
11
2
24

52
52
43
147

Студентов

Групп

25

1

2.1. План учебного процесса 23.01.09 Помощник машиниста (по видам подвижного состава железнодорожного транспорта) (2025-2028 гг.)
Формы
промежуточной
аттестации (семестр)

Распределение обязательной нагрузки по
курсам и семестрам (часов в семестр)

Учебная нагрузка обучающихся, ч.
Индивид. проект (входит
в с.р.)

16 нед

23 нед

40

20

20

0

40

612

864

964

952

466

466

14

6

12

0

0

424

540

68
108
132
104
36

40
70
90
70
20

26
38
40
32
16

2

4

1

72
108
136
108
36

Иностранный язык

2

72

72

12

60

Информатика
Физическая культура
Основы безопасности и защиты
Родины
Химия
Биология
Профильные
общеобразовательные
учебные предметы

2
1

108
108

108
108

18
2

90
106

2

72

72

40

32

1
2

72
72

72
72

46
58

16
10

10
4

356

190

126

26

3
4
5
6
7

ОУП.01
ОУП.02
ОУП.03
ОУП.04
ОУП.05

Общеобразовательные
учебные предметы
Русский язык
Литература
История
Обществознание
География

8

ОУП.06

9
10

ОУП.07
ОУП.08

11

ОУП.09

12
13

ОУП.10
ОУП.11

14

ОУП

11

1

1476

40

3

8

Зачеты

5

Экзамены

Самост.(с.р.+и.п.)

ОУП

Объём ОП

2

Дригие

ОП

Диффер. зачеты

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦИКЛ

1

1
2
1
2

2

1

404

40

Всего

3
сем

4
сем

5 сем

6
сем

23 нед

В форме практ. подготовки

644

дисциплин, профессиональных
модулей, МДК, практик

в том числе

2 сем

16 нед

Консультации

712

Индекс

С преподавателем

72
108

2
2

4
4

136
108
36
72
108
108
72
72
72

14

8

0

40

152

3 курс

23 нед

Лабораторные
занятия

1416

Наименование циклов,
разделов,

2 курс

16 нед

Практические
занятия

Промежуточная аттестация

1 сем

Лекции, уроки

1 курс

252

15

ОУП.12

Математика: алгебра и начала
математического анализа;
геометрия; вероятность и
статистика

16

ОУП.13

Физика
Дополнительные учебные
предметы, курсы,
предлагаемые
образовательной
организацией
Родной язык
Основы проектной
деятельности
Введение в профессию
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ПОДГОТОВКА
Социально-гуманитарный цикл

2

2

17

УП

18

УП.01

19

УП.02

20

УП.03

21

ПП

22

СГ

23

СГ.01

24

СГ.02

25

СГ.03

26

СГ.04

27

СГ.05

28

ОП

29

ОП.01

Слесарное дело

30
31

ОП.02
ОП.03

Электротехника
Материаловедение

6
3

32

ОП.04

Основы технического черчения

3

33

ОП.05

Общий курс железных дорог

34

ОП.06

Охрана труда и основы
бережливого производства

35

ОП.07

Регламент переговоров

Истрия России
Иностранный язык в
профессиональной
деятельности
Безопасность
жизнедеятельности
Физическая культура
Основы финансовой
грамотности
Общепрофессиональный цикл

9
1

2

40

164

4

100

84

160

90

42

108

56

52

108

2

36

36

20

16

1

36

36

16

20

2

36

36

20

16

15

2916

1788

965

811

4

314

308

85

223

3

36

36

20

16

6

72

72

12

60

72

66

31

35

5

98

98

2

96

6

36

36

20

16

9

724

12

676

426

238

3

72

2

70

48

22

72
72

66
66

40
40

72

66

36
72

5
3
6

36

0

196

3

4

6

240

30

2

26

12

4

2

4

40

0

0

67
+17срс

133
+23срс

68

96

36

72

36
36
36
12

54
6

1044

612

864

612

828

67

103

36

108

36
72
6

31

41
62

36
36

12

36

288
70
+2срс

24
24

2
2

6
6

72

40

24

2

6

72

36

26

10

66

40

24

34

20

14

36

180

220

36

36

36
2

6

72
34
+2срс

36

ОП.08

Правила технической
эксплуатации и инструкции

6

36

30

18

10

2

6

37

ОП.09

Электробезопасность

5

36

30

20

8

2

6

38

ОП.10

Цифровая экономика на
железнодорожном транспорте

34

26

8

39

ОП.11

40

ОП.12

41

ОП.13

42

ОП.14

43

ОП.15

44

П

45

ПМ.01

46

МДК.01.01

47

УП.01

48

ПП.01

49

Э

50

ПМ.02

51

МДК.02.01

52

УП.02

53

ПП.02

54

Э

55

36
34
+2срс

5

36

6

40

40

30

10

40

6

36

36

6

30

36

Основы предпринимательской
деятельности

6

36

2

34

24

10

34
+2срс

Основы правовых знаний

5

36

2

34

24

10

4

36

2

34

24

10

Карьерное моделирование
Информационные технологии в
профессиональной
деятельности

Экология на железнодорожном
транспорте
Профессиональный цикл
Техническое обслуживание и
ремонт тепловоза (по выбору)
Устройство, техническое
обслуживание и ремонт узлов
тепловоза
Учебная практика по ПМ.01
Производственная практика по
ПМ.01
Экзамен по модулю
Управление и техническая
эксплуатация тепловоза под
руководством машиниста (по
выбору)

2

4

2

1878

18

804

454

350

1

2

1

982

10

354

254

100

4

364

10

354

254

100

ВСЕГО ПО
ДИСЦИПЛИНАМ И МДК

72/2 нед.

4

540

540/15 нед.

2

1

896

8

450

200

250

6

458

8

450

200

250

108

108/3 нед.

6

324

324/9 нед.

1

4392

612

257

725

180
+5срс

174
+5срс

396

500

72

500

320
+4срс

130
+4срс

72

36

72
540
6

324

6

6
26

257

432

6

4

1044

34
+2срс
725

6

6

6
14

12

72

4
1

34
+2срс

3

Управление и техническая
эксплуатация тепловоза
Учебная практика по ПМ.02
Производственная практика по
ПМ.02
Экзамен по модулю

2

36

70

3204

1677

1455

40

32

74

6
1044

40

594

828

594

846

594

810

56
##
##
##

ГИА

Государственная итоговая
аттестация

1 нед.

36

36
Экзамены (без учета физ. культуры)
Зачеты (без учета физ. культуры)
Диффер. зачеты (без учета физ. культуры)

2
0
3

3
0
7

3
1
2

2
1
2

1
0
3

3
2
7

3. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских (специальных помещений для проведения
занятий всех видов, предусмотренных ОПОП):
№
Наименование
Кабинеты:
1 Социально-гуманитарных дисциплин
2 Общепрофессиональных дисциплин
3 Безопасности жизнедеятельности и охраны труда
Лаборатории:
1 Электротехники
2 Конструкции локомотива
3 Автоматических тормозов электротранспорта (по видам)
Мастерские/зоны по видам работ:
1 Слесарная
2 Электромонтажная
3 Спортивный комплекс
Залы:
1 библиотека, читальный зал с выходом в Интернет
2 актовый зал
4. Пояснительная записка
Настоящий учебный план образовательной программы среднего профессионального
образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих разработан на основе
следующих документов:

Федеральной закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 марта 2024 г. № 175
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 23.01.09 Помощник машиниста (по видам
подвижного состава железнодорожного транспорта» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 26.04.2024 г., рег. № 78018);

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г. № 24480);

Приказ Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413»;

Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования (зарегистрировано в Минюсте России
12.07.2023 № 74228), (ред.19.03.2024);

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 г., № 762
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 г. № 800 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 07.12.2021 г., рег. № 66211);

Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 г.
«О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке
обучающихся») (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.09.2020 г.,

рег. № 59778);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 359 «О
внесении изменений в перечни профессий и специальностей среднего профессионального
образования и соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального
образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего
профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. №1199 «Об утверждении
перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования», утвержденные
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 мая 2022 г. №336

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 14.08.2023 г. рег. № 534
«Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым
осуществляется профессиональное обучение» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 14.08.2023 г., рег. № 74776);

Приказ Минпросвещения России от 13.12.2023 № 932 «Об утверждении перечня
профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация
образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 23.01.2024 г., рег. № 76946);

Приказ Минпросвещения России от 27.12.2023 N 1028 "О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных
образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования"
(зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2024 (регистрационный N 77121);

Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 N 62 "О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования"
(зарегистрирован в Минюсте России 29.02.2024 (регистрационный N 773780);

Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171 "О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 11.04.2024, регистрационный
N 77830);

Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704 "О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и
среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2025 N 81220);

Постановления Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021г.№2 Санитарные правила
и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (регистрация в
Министерстве юстиции РФ 28.01.2021г.№62296);

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2020 г., рег. № 61573);
 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе»;
 Устав ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум»;
 Локальные акты ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум».
При составлении учебного плана учитывались следующие документы:

Письмо Минпросвещения России от 14.06.2024 №05-1971 «Рекомендации по
реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы
среднего профессионального образования»;


Примерная образовательная программа среднего профессионального образования
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.09 Помощник машиниста
(по видам подвижного состава железнодорожного транспорта), 2024 г.;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
24.07.2018 № 480н «Об утверждении профессионального стандарт «Работник по управлению и
обслуживанию локомотива»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 августа 2022 г. N 475н «Об
утверждении профессионального стандарта «Слесарь по осмотру, ремонту и техническому
обслуживанию подвижного состава и перегрузочных машин».
5.
Общие сведения
Учебный план предусматривает изучение следующих учебных циклов:
 общеобразовательный цикл;
 социально-гуманитарный цикл;
 общепрофессиональный цикл;
 профессиональный цикл.
Объем обязательной аудиторной нагрузки обучающихся составляет – 36 часов в неделю.
Учебный процесс и режим занятий организован согласно Уставу ГБПОУ ИО ЗЖДТ:
- теоретическое обучение включает в себя программу среднего общего образования с учетом
профиля получаемого профессионального образования, общепрофессиональных дисциплин и
междисциплинарных курсов по профессии;
 учебная практика проводится в учебных лабораториях, мастерских в соответствии с
календарным учебным графиком и расписанием, в группах с наполняемостью не более 15 человек
- в две смены;
 производственная практика проходит на предприятиях города и Иркутской области на
основе долгосрочных и краткосрочных договоров;
 продолжительность учебной недели – пятидневная;
 для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается
продолжительностью 45 минут;
 перерывы между занятиями для отдыха – 10 минут;
 после 4 урока установлен удлиненный перерыв для питания – 40 минут.
Учебный год в техникуме начинается 01 сентября, делится на 2 полугодия. Общая
продолжительность каникул и праздничных дней составляет: на 1 курсе 11 недель, на 2 курсе 11
недель, на 3 курсе 2 недели в зимний период.
В соответствии с ФГОС нормативный срок освоения основной профессиональной
образовательной программы по профессии 23.01.09 Помощник машиниста (по видам подвижного
состава железнодорожного транспорта) при очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе
основного общего образования, составляет – 2 года 10 месяцев. Общий объем образовательной
программы на основе ФГОС составляет 4428 часов.
Объем обязательной части без учета объема государственной итоговой аттестации
составляет 2304 часа или 80% (при требовании ФГОС не более 80%) от общего объема времени.
В период обучения на II курсе в 4 семестре с юношами проводятся учебные сборы (по
освоению основ военной службы), с девушками – освоение основ медицинских знаний (не менее
24 академических часов по ФГОС) в рамках учебной дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности».
Дисциплина "Физическая культура" способствует формированию физической культуры
выпускника и способности направленного использования средств физической культуры и спорта
для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовке к профессиональной
деятельности, предупреждению профессиональных заболеваний.
В учебных циклах образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во
взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие,
лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и

самостоятельной работы обучающихся. Аудиторными занятиями называются работы
обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебной деятельности.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая
осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определяемой
учебным планом, и оценочными материалами, позволяющими оценить достижение
запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
Консультации проводятся в рамках часов, отведенных на освоение дисциплины и как вид
учебного занятия во взаимодействии с преподавателем в учебных циклах. Проведение
консультаций для обучающихся организуется в групповой, индивидуальной, письменной, устной
формах. Конкретные формы проведения консультаций определяются преподавателем при
изучении предмета, дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля.
Проводятся групповые консультации при подготовке к проведению экзаменов. Реализация
аудиторных занятий по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам, имеющих
практическую направленность («Иностранный язык в профессиональной деятельности»,
«Информационные технологии в профессиональной деятельности») осуществляется с делением
групп на подгруппы. Минимальное количество обучающихся в подгруппе – 12-15 человек.
5.1. Общеобразовательный цикл
Общеобразовательный цикл составлен на основе требований ФГОС СПО, ФГОС СОО и
ФОП СОО.
Общеобразовательный цикл обеспечивает реализацию ФГОС СОО с учетом специфики
получаемой профессии. Общеобразовательный цикл учебного плана составляет 1476 часов
обязательной аудиторной нагрузки и включает в себя 13 обязательных учебных предметов (в том
числе 2 учебных предмета, изучаемых на углубленном уровне, из соответствующей профилю
получаемой профессии предметной области и (или) смежной с ней предметной области).
Согласно Рекомендациям структура и содержание общеобразовательного цикла ОПОП на
базе основного общего образования с получением СОО с учетом требований ФГОС СПО по
укрупненной группе 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта:
Наименование
предметной
Наименование учебных предметов
области ФГОС СОО
Русский язык и литература
1. Русский язык (базовый уровень)
2. Литература (базовый уровень)
Общественно-научные предметы
3. История (базовый уровень)
4. Обществознание (базовый уровень)
5. География (базовый уровень)
Иностранные языки
6.Иностранный язык (базовый уровень)
Математика и информатика
7.Математика (углубленный уровень)
8. Информатика (базовый уровень)
Физическая культура
9. Физическая культура (базовый уровень)
Основы безопасности и защиты
10. Основы безопасности и защиты Родины
Родины
Естественно-научные предметы
11. Физика (углубленный уровень)
12. Химия (базовый уровень)
13. Биология (базовый уровень)
Учебный план сформирован с учетом профиля получаемой профессии 23.01.09 Помощник
машиниста (по видам подвижного состава железнодорожного транспорта) за счет введения
профильных предметов (математика, физика), соответствующих по содержанию, целям и задачам
ФГОС СОО и ФГОС СПО с учетом выбранного технологического профиля.
Учет профессиональной направленности ОП СПО при реализации СОО осуществляется в
виде формирования профессионально-ориентированного содержания (прикладного модуля) в
каждом общеобразовательном предмете.

Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской
Федерации (русский язык). Изучение родного языка осуществляется по заявлениям обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Для изучения второго иностранного языка отсутствуют необходимые условия, поэтому
данный предмет в программу не включен.
В учебный план включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору
обучающихся: родной язык, основы проектной деятельности, введение в профессию выбранные
ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум» в соответствии со спецификой получаемой
профессии и возможностями организации.
Учебный план обеспечивает реализацию требований ФГОС СОО, ФГОС СПО и ФОП СОО,
определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной
деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями, перечень
учебных предметов, учебных курсов.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО и ФОП СОО в обязательную часть
общеобразовательного цикла учебного плана включено выполнение обучающимися
индивидуального проекта. Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации образовательной деятельности студентов (учебное исследование или учебный
проект). Индивидуальный проект выполняется студентами самостоятельно под руководством
преподавателя по выбранной теме в рамках профильного предмета общеобразовательного цикла
учебного плана с учетом специфики осваиваемой профессии. Индивидуальный проект
выполняется студентами в течение учебного года, представление результатов проходит на
студенческой конференции в конце I курса. Результат индивидуального проекта должен быть
представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного учебного проекта:
информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского,
инженерного и т.д.
5.2. Профессиональный цикл
Обязательная часть социально-гуманитарного цикла образовательной программы должна
предусматривать изучение следующих дисциплин: "История России", "Иностранный язык в
профессиональной деятельности", "Безопасность жизнедеятельности", "Физическая культура",
"Основы финансовой грамотности".
Обязательная часть общепрофессионального цикла образовательной программы должна
предусматривать изучение следующих дисциплин: "Слесарное дело", "Электротехника",
"Материаловедение", "Основы технического черчения", "Общий курс железных дорог", "Охрана
труда и основы бережливого производства".
Профессиональный цикл включает профессиональные модули, которые сформированы в
соответствии с выбранными видами деятельности. Объем профессионального модуля составляет
не менее 8 зачетных единиц (1 з.е.=36 академическим часам).
Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего
профессионального образования направлена на совершенствование модели практикоориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке по профессии 23.01.09
Помощник машиниста (по видам подвижного состава железнодорожного транспорта) путем
расширения компонентов (частей) образовательной программы, предусматривающих
моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной
деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических
навыков и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым
работодателями к квалификациям квалифицированных рабочих, служащих.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися
профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются в
несколько периодов рассредоточено, чередуясь с учебными занятиями в рамках
профессиональных модулей.
Учебная практика реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по

основным видам профессиональной деятельности, направлена на формирование у обучающихся
умений, приобретение первоначального практического опыта. Учебная практика проводится
рассредоточено в учебно-производственных мастерских техникума.
Производственная практика организуется концентрированно на предприятиях города и
Иркутской области. Практика проводится в соответствии с локальным актом «Положение о
практической подготовке обучающихся в государственном бюджетном профессиональном
образовательном учреждении Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум».
Производственная практика реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по
каждому из видов профессиональной деятельности. Практика является завершающим этапом
освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.
Практика запланирована из расчета 36 академических часов в неделю. Общий объем практик
в часах – 1044 часа, в неделях 29.
Вид практики
Курс
Часы
Недели
Учебная практика
2
72
2
3
108
3
Итого УП:
180
5
Производственная практика
2
540
15
3
324
9
Итого ПП:
864
24
Итого по видам практики:
1044
29
Практикоориентированность образовательной программы составляет 58,7 %.
5.3. Формирование вариативной части ОП СПО ПКРС
При разработке образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих в целях реализации часов вариативной части ОП СПО ПКРС (612 часов - вариативная
часть учебных циклов ППКРС ФГОС, что составляет 20%), решением Методического совета
протокол №2 от 21 января 2025 года, для увеличения объема часов в целях повышения качества
освоения общих и профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствии с потребностями рынка труда Иркутской
области, а также с учетом требований цифровой экономики и интересами самой личности
студента.
Время, отведенное на изучение вариативной части, использовано следующим образом:
Обязательная
нагрузка
Вариатив
Наименование циклов, разделов,
Индекс
дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик
79,01%
20,99%
2304
612
СГ
Социально-гуманитарный цикл
278
36
СГ.01
Истрия России
36
СГ.02

Иностранный язык в профессиональной деятельности

СГ.03
СГ.04
СГ.05
ОП
ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05

Безопасность жизнедеятельности
Физическая культура
Основы финансовой грамотности
Общепрофессиональный цикл
Слесарное дело
Электротехника
Материаловедение
Основы технического черчения
Общий курс железных дорог

ОП.06

Охрана труда и основы бережливого производства

72
36
98
36
252
36
36
36
36
36
72

36

472
36
36
36
36

ОП.07

Регламент переговоров

ОП.08

Правила технической эксплуатации и инструкции

ОП.09

Электробезопасность

ОП.10

Цифровая экономика на железнодорожном транспорте

ОП.11

Карьерное моделирование
Информационные технологии в профессиональной
деятельности

ОП.12

36
36
36
36
40
36

ОП.13

Основы предпринимательской деятельности

ОП.14

Основы правовых знаний

36
36

ОП.15
П

Экология на железнодорожном транспорте
Профессиональный цикл

1774

36
104

ПМ.01

Техническое обслуживание и ремонт тепловоза (по выбору)

930

52

312
72
540
6

52

844

52

406
108
324
6

52

Устройство, техническое обслуживание и ремонт узлов
МДК.01.01
тепловоза
УП.01
Учебная практика по ПМ.01
ПП.01
Производственная практика по ПМ.01
Э
Экзамен по модулю
ПМ.02

Управление и техническая эксплуатация тепловоза под
руководством машиниста (по выбору)

МДК.02.01 Управление и техническая эксплуатация тепловоза
УП.02
ПП.02
Э

Учебная практика по ПМ.02
Производственная практика по ПМ.02
Экзамен по модулю

5.4. Формы проведения аттестации
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая
осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными фондами
оценочных средств.
Промежуточная аттестация проводится в следующих формах:
 Экзамен
 Дифференцированный зачет
 Экзамен по модулю
 Зачет
На первом курсе проводится 5 экзаменов, 10 дифференцированных зачетов.
На втором курсе проводится 3 экзамена, 2 дифференцированных зачета, 2 зачета.
На третьем курсе проводится 6 экзаменов, 5 дифференцированных зачетов, 2 зачета.
Освоение студентами содержания образовательной программы сопровождается текущим
контролем успеваемости и промежуточной аттестацией. Текущий контроль проводится в пределах
учебного времени, отведенного на освоение соответствующих общеобразовательных учебных
предметов, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные
технологии. Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, дифференцированных
зачетов и экзаменов за счет времени, отведенного на соответствующий общеобразовательный
учебный предмет, дисциплину, междисциплинарный курс, профессиональный модуль. На
проведение одного экзамена в учебном плане отводится 6 часов. Общеобразовательная подготовка

реализуется на протяжении I курса обучения. Для обеспечения изучения общеобразовательных
учебных предметов с учетом профильной направленности осваиваемой профессии, начиная с I
курса, в учебном плане выделяются часы для профессионально-ориентированного содержания по
всем предметам общеобразовательного цикла и направлены они на проведение тематических
уроков с профессиональной направленностью.
Оценка качества освоения программы включает текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по каждому учебному предмету, дисциплине и профессиональному модулю
разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения
обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Оценочные материалы для промежуточной аттестации обеспечивают демонстрацию
освоенности всех элементов программы СПО и достижение всех требований, заявленных в
программе как результаты освоения программы, разрабатываются образовательной организацией
самостоятельно с участием работодателей. Содержание оценочных материалов направлено на
оценку уровня освоения знаний, умений, практических навыков, общих и профессиональных
компетенций обучающихся.
Текущий контроль является инструментом мониторинга успешности освоения программы,
для корректировки её содержания в ходе реализации. Задания разрабатываются преподавателями,
реализующими программы учебных предметов, дисциплин и профессиональных модулей,
учебную и производственную практики. Оценочные материалы утверждаются Методической
комиссией (далее - МК), согласуются с работодателем и утверждаются директором
образовательной организацией.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая
осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с формой, определяемой
учебным планом, и оценочными материалами, позволяющими оценить достижение
запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, дифференцированных зачетов и
экзаменов. Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
определяется Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум».
Промежуточная аттестация включается в учебные циклы, проводится в последнюю неделю
каждого семестра. Промежуточная аттестация в исключительных случаях может осуществляться с
применением дистанционных образовательных технологий.
5.5. Формы проведения государственной итоговой аттестации
Цель государственной итоговой аттестации – установление соответствия результатов
освоения обучающимися образовательной программы по профессии 23.01.09 Помощник
машиниста (по видам подвижного состава железнодорожного транспорта) соответствующим
требованиям ФГОС СПО с учетом требований регионального рынка труда, их готовность и
способность решать профессиональные задачи.
Государственная итоговая аттестация продолжительностью 36 часов является обязательной
для образовательной программы. Форма проведения ГИА по профессии – государственный
экзамен. Она проводится по завершении всего курса обучения по направлению подготовки.
Задания, выносимые на государственный экзамен, разрабатываются на основе требований к
результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования,
установленных ФГОС СПО, с учетом положений стандартов, а также квалификационных
требований, заявленных организациями, работодателями, заинтересованными в подготовке кадров
соответствующей квалификации.
Для государственной итоговой аттестации по программе, на основе типовых заданий,
разрабатываются задания по государственному экзамену. Для государственной итоговой
аттестации образовательной организацией разрабатывается программа государственной итоговой
аттестации и оценочные материалы. Оценочные материалы включают комплекс требований для


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».