ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ» ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2021-2025 учебный год Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» 43.02.13 Технология парикмахерского искусства Том 3 Квалификация: Парикмахер-модельер Форма обучения – очная Нормативный срок освоения - 3 года 10 мес. на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономически Зима, 2021 г. Рассмотрена на заседании МК воспитательного цикла протокол от «____» ____________ 20___ г. № ____ Председатель комиссии _______________________Н.Е. Гороховцева СОДЕРЖАНИЕ 1. Особенности организуемого воспитательного процесса в образовательной организации 2. Цель и задачи воспитания 3. Виды, формы и содержание деятельности 3.1. Модуль «Гражданин и патриот» 3.2. Модуль «Социализация и духовно-нравственное развитие» 3.3 Модуль «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции» 3.4. Модуль «Профориентация» 3.5. Модуль «Социальное партнерство в воспитательной деятельности образовательной организации» 3.6. Модуль «Профессиональное воспитание» 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы Приложение 1. Календарный план воспитательной работы 4 4 5 5 11 15 18 19 20 21 1. Особенности организуемого воспитательного процесса в образовательной организации Воспитательный процесс в ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум» по специальности 43.02.13 Технология парикмахерского искусства организован на основе настоящей рабочей программы воспитания, сформированной на период 2021 - 2025 учебного года и направлен на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Воспитательный процесс в образовательной организации базируется на традициях профессионального воспитания: гуманистический характер воспитания и обучения; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающему миру, Родине, семье; развитие национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; демократический государственно-общественный характер управления образованием. Система воспитания в техникуме осуществляется на основе следующих принципов: единство профессионального, гражданского, нравственного и физического развития личности специалиста; непрерывность, преемственность и последовательность развития специалиста; координация деятельности администрации, педагогического, студенческого коллективов; формирование гражданско-патриотической позиции, социальной ответственности, проявляющихся в заботе о благополучии страны, региона, техникума, окружающих людей, в сохранении семейных ценностей; нравственное воспитание, усвоение норм общечеловеческой морали, этики, культуры общения; приобщение студентов к системе культурных ценностей, развитие творческого потенциала студентов; привитие любви, уважения, интереса к избранной профессии; потребность в повышении профессионализма, творческого вклада в профессию; формирование здорового образа жизни, способности к физическому совершенствованию. Эти принципы актуальны, поскольку нравственные и профессиональные категории являются равнозначными составляющими профессионального долга. 2. Цель и задачи воспитания Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в образовательной организации – личностное развитие обучающихся, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально-значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть, в развитии их социально-значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть, в приобретении ими опыта осуществления социально-значимой деятельности, в том числе профессионально ориентированной). Данная цель ориентирует педагогических работников и руководителей воспитательных структур образовательной организации не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогических работников и руководителей воспитательных структур образовательной организации по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.; вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства; помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию; овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими ему индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, в процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими. 3. Виды, формы и содержание деятельности Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы образовательной организации: 1) становление личности в духе патриотизма и гражданственности; 2) социализация и духовно-нравственное развитие личности; 3) бережное отношение к живой природе, культурному наследию и народным традициям; 4) воспитание у обучающихся уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; 5) развитие социального партнерства в воспитательной деятельности образовательной организации; 6) профессиональное воспитание. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы воплощается в календарном плане воспитательной работы (Приложение 1), утверждаемом ежегодно на предстоящий учебный год на основе направлений воспитательной работы, установленных в настоящей рабочей программе воспитания. 3.1. Модуль «Гражданин и патриот» Цель модуля: развитие личности обучающегося на основе формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку. Задачи модуля: формирование знаний обучающихся о символике России; воспитание у обучающихся готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; формирование у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству; развитие у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, историческим символам и памятникам Отечества; формирование российской гражданской идентичности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; развитие правовой и политической культуры обучающихся, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; - формирование установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; - формирование антикоррупционного мировоззрения. Формы реализации модуля: Срок Ответственн № Планируемый Наименование мероприятия выполне ый п/п результат ния исполнитель 1 курс 1 Мероприятия «Терроризм Формирование сентябрь мастер глобальная проблема группы антитеррористическог человечества», посвященные о сознания, Дню солидарности в борьбе с информирование о терроризмом. правовых основах противодействия экстремистской деятельности, отработка навыков обеспечения личной безопасности. 2 Экскурсия в музей, посвященная Популяризация сентябрь руководител истории техникума. учебного заведения. -октябрь ь музея 3 Посвящение в студенты «Привет, Позитивные октябрь педагогстуденческий билет!» организатор тенденции в студенческой среде. 4 Фестиваль талантов для октябрь Позитивные педагогпервокурсников «Новая волна». тенденции в организатор студенческой среде. 5 Проведение игры на сплочение Позитивные ноябрь педагоггрупп «Перезагрузка». организатор тенденции в студенческой среде. 6 День народного единства Формирование ноябрь педагог«Единым духом мы сильны». патриотического организатор сознания. 7 Встречи с воинами – Формирование декабрь, руководител интернационалистами, февраль ь музея патриотического участниками боевых действий в сознания, активной Афганистане и в Чечне. гражданской позиции. 8 Мероприятия, посвященные январь мастер Формирование освобождению Ленинграда от группы патриотического блокады «И не забыть нам тех сознания, воспитание блокадных дней…» активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины. 9 День студента «День, когда все получится!» 10 День воссоединения Крыма с Россией. Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы. 11 январь педагогорганизатор март мастер группы педагогорганизатор апрельмай 12 День защиты детей «Мы в юность уходим по радужным тропам». июнь руководител ь физ.воспита ния 13 День России. июнь педагогорганизатор 14 Посещение тематических книжных выставок в библиотеке техникума. в течение года библиотекар ь 15 Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот». в течен ие года 1 2 Цикл классных часов, посвященных праздничным и памятным дням России. Посещение тематических книжных выставок в библиотеке техникума. 2 курс в течение года в течение года мастер группы мастер группы библиотекар ь Позитивные тенденции в студенческой среде. Формирование гражданской позиции. Студенты с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным поведением, развитым самосознанием, высоким уровнем культуры и способные к творчеству. Студенты с активной гражданской позицией, нравственным поведением, развитым самосознанием, высоким уровнем культуры. Формирование патриотического сознания, гражданской позиции. Студенты с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным поведением, развитым самосознанием, высоким уровнем культуры. Формирование у обучающихся патриотического сознания и гражданской позиции. Формирование патриотического сознания. Студенты с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным поведением, развитым самосознанием, 3 День народного единства «Единым духом мы сильны». ноябрь педагогорганизатор 4 День Конституции РФ. декабрь педагогорганизатор 5 Международный день родного языка «Язык – живая душа народа». февраль преподавате ль русского языка и литературы 6 Практико-ориентированный проект «Интеллектуальная игра «Мудрая сова». март педагогорганизатор 7 Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы. апрельмай мастер группы 8 День славянской письменности и культуры. май преподавате ль русского языка и литературы высоким уровнем культуры. Формирование патриотического сознания. Формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры, развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности. Формирование любви и интереса к родному языку, поэзии, уважения к языку и культуре других народов, формирование толерантного отношения к представителям разных национальностей. Создав команду и пройдя турнир, сможет проверить свою эрудицию, потренировать логику, внимание, память, сообразительность. Студенты с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным поведением, развитым самосознанием, высоким уровнем культуры и способный к творчеству. Повышение уровня мотивации в изучении русского языка и культуры, повышение уровня мотивации в изучении предметов гуманитарного цикла, воспитание 9 День России. июнь педагогорганизатор 10 День русского языка – Пушкинский день России. июнь преподавате ль русского языка и литературы 3 курс в течение года 1 Цикл классных часов «Имена Героев Отечества», просмотр и обсуждение фильмов о войне. мастер группы 2 День народного единства «Единым духом мы сильны». ноябрь педагогорганизатор 3 День матери «Жизнь подарившая». ноябрь педагогорганизатор 4 Молодежная игровая программа ко Дню влюбленных «Вас вызываю на дуэль». февраль педагогорганизатор 5 Акция, посвященная Дню доброты. февраль педагогорганизатор интереса к истории, языку и традиции страны и народа. Формирование патриотического сознания, гражданской позиции. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, истории, языку, культуре России, воспитание чувства ответственности за сохранение русского языка и российской культуры, формирование коммуникативной компетентности в общении. Студенты с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным поведением, развитым самосознанием, высоким уровнем культуры. Формирование патриотического сознания. Утверждение роли матери в жизни человека и в российском обществе в целом, духовно – нравственное воспитание. Способствовать сплочению коллектива, развитию коммуникативных качеств, обсуждения темы любви, как высшего чувства человека. Способствовать формированию доброты и 6 Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы. апрельмай мастер группы 7 Конкурсная программа ко Дню Семьи «В семье наша сила». май педагогорганизатор 8 День России. июнь педагогорганизатор 4 курс ноябрь 1 День народного единства «Единым духом мы сильны». 2 День местного самоуправления. апрель мастер группы 3 Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы. апрельмай мастер группы 4 День России. июнь педагогорганизатор педагогорганизатор милосердия, расширить знания об их роли в жизни каждого человека. Студенты с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным поведением, развитым самосознанием, высоким уровнем культуры и способный к творчеству. Формирование позитивного образа семьи, гармонизация детскородительских отношений. Формирование патриотического сознания, гражданской позиции. Формирование патриотического сознания. Способствовать формированию правовой и политической культуры, активной жизненной позиции, понимания ответственности и важности участия в местном самоуправлении. Студенты с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным поведением, развитым самосознанием, высоким уровнем культуры и способный к творчеству. Формирование патриотического сознания, 5 Церемония вручения дипломов выпускникам «С дипломом в будущее». июнь педагогорганизатор гражданской позиции. Сохранение традиций техникума и воспитание студентов на примере выпускников, воспитание высокой нравственности и духовной культуры студентов. 3.2. Модуль «Социализация и духовно-нравственное развитие» Цель модуля: создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся уважения к старшему поколению. Задачи модуля: воспитание здоровой, счастливой, свободной личности, формирование способности ставить цели и строить жизненные планы; реализация обучающимися практик саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; формирование позитивных жизненных ориентиров и планов; формирование у обучающихся готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью – как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь, развитие культуры здорового питания; развитие способностей к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; развитие культуры межнационального общения; развитие в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; формирование уважительного отношения к родителям и старшему поколению в целом, готовности понять их позицию, принять их заботу, готовности договариваться с родителями и членами семьи в решении вопросов ведения домашнего хозяйства, распределения семейных обязанностей; воспитание ответственного отношения к созданию и сохранению семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; содействие в осознанной выработке собственной позиции по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Формы реализации модуля: Ответствен Срок № ный Наименование мероприятия выполне Планируемый результат п/п исполнител ния ь 1 курс 1 Посещение мероприятий в Позитивные тенденции в в мастер техникуме. течение группы студенческой среде, года усиление взаимодействия структур техникума с учреждениями культуры, искусства, образования, средствами массовой информации; профессионально компетентный выпускник с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным поведением, развитым самосознанием, высоким уровнем культуры и способный к творчеству. 2 Мониторинг адаптации Позитивные тенденции в в мастер студентов первого года течение группы студенческой среде, года обучения. снижение показателей негативных тенденций, активизация взаимодействия с семьей, усиление влияния родительской общественности на воспитательную работу в техникуме. 3 Вовлечение студентов в мастер Стабильная динамика в спортивные секции и участие в группы укрепления здоровья, течение спортивных соревнованиях. года рост числа участников спортивных секций, соревнований. 4 Экскурсии в музеи города. 5 6 в течение года мастер группы День первокурсника. сентябрь Участие в праздничной программе, посвященной Дню пожилого человека. октябрь педагогорганизато р педагогорганизатор Выработка собственной позиции по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего. Позитивные тенденции в студенческой среде. Формирование уважительного отношения к родителям 7 8 9 10 11 Праздничная программа, посвященная Дню учителя «От всей студенческой души». Тематическая беседа о вреде курения, алкоголя, наркомании, ПАВ. Празднична программа, посвященная Дню защитника Отечества «Русь не забудет годы огневые». Праздничная программа, посвященная Международному женскому дню «К Великой женщине с признаньем». Круглый стол «Мы за здоровый образ жизни!» 1 Просмотр и обсуждение фильмов о спорте. 2 Праздничная программа, посвященная Дню учителя «От всей студенческой души». Празднична программа, посвященная Дню защитника Отечества «Русь не забудет годы огневые». 3 4 5 Праздничная программа, посвященная Международному женскому дню «К Великой женщине с признаньем». Спортивно-развлекательная игра «Догони!» октябрь педагогорганизато р ноябрь, декабрь, март, май феврал ь мастер группы март апрель 2 курс сентябрь , декабрь, март, май октябрь февраль март апрель педагогорганизато р педагогорганизато р и старшему поколению в целом. Реализация обучающимися практик саморазвития и самовоспитания. Популяризация здорового образа жизни. Реализация обучающимися практик саморазвития и самовоспитания. Реализация обучающимися практик саморазвития и самовоспитания мастер группы Активность студенческого самоуправления и молодежных общественных организаций, усиление их роли в жизни молодежи, стабильная динамика укрепления здоровья. мастер группы Запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к самостоятельному социальному действию. Реализация обучающимися практик саморазвития и самовоспитания. Реализация обучающимися практик саморазвития и самовоспитания. педагогорганизато р педагогорганизато р педагогорганизато р руководите ль физ.воспит ания Реализация обучающимися практик саморазвития и самовоспитания. Пропаганда здорового образа жизни. апрель 6 День национальных культур. 7 Легкоатлетический кросс. 1 Подготовка видеоролика о семье, ведущей здоровый образ жизни. 2 Неделя профилактики «Мы – за чистые легкие», приуроченная к Международному дню отказа от курения. ноябрь педагогорганизато р 3 Неделя профилактики ВИЧинфекции «Здоровая семья», посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДОМ. декабрь педагогорганизато р 4 Конкурс буклетов «Здоровье женщины – здоровье нации». январь педагогорганизато р 5 Неделя профилактики наркозависимости «Независимое детство», посвященная Всемирному дню борьбы с наркотиками и наркобизнесом. март педагогорганизато р май 3 курс октябрь педагогорганизато р руководите ль физ.воспит ания мастер группы Укрепление социальной и политической стабильности в регионе, на малой родине путём формирования в молодёжной среде норм культуры межнационального общения и согласия. Пропаганда здорового образа жизни. Создание социального видеоролика, ориентированного на формирование у сверстников потребности и мотивации к деятельности, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья. Создание условий для снижения рисков употребления табачных изделий участниками образовательного процесса. Повышение эффективности работы в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование и повышение профилактической компетентности всех участников образовательного процесса. Внедрение технологий здоровьесбережения и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся. Повышение эффективности работы в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование и 6 День национальных культур апрель 7 Акции «Студенческий десант за ЗОЖ!» апрель 1 Праздничная программа, посвященная ветеранам педагогического труда. 2 Акция «Ради жизни». декабрь руководите ль физ.воспит ания 3 Проект «Я – предприниматель». февраль мастер группы 4 курс октябрь педагогорганизато р мастер группы педагогорганизато р повышение профилактической компетентности всех участников образовательного процесса. Укрепление социальной и политической стабильности в регионе, на малой родине путём формирования в молодёжной среде норм культуры межнационального общения и согласия. Привлечение студентов к агитационной и профилактической деятельности, способствующей формированию здорового образа жизни. Прививать студентам духовно-нравственные ценности, развивать морально-этические качества, чувство любви и гордости за собственную профессию и родной город, воспитывать уважение к старшему поколению и способствовать преемственности поколений в условиях современной рыночной экономики. Формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи, направленных на здоровый образ жизни, формирование позитивных ценностей и социально - активной гражданской позиции у молодежи посредством включения их в социально –значимую общественную деятельность. Популяризация предпринимательской деятельности и формирование предпринимательских компетенций среди молодежи, путем повышения уровня знаний у обучающихся в области бизнесмоделирования и бизнес-планирования. 3.3. Модуль «Окружающий мир: живая природа, культурное наследие и народные традиции» Цель модуля: формирование у обучающихся чувства бережного отношения к живой природе и окружающей среде, культурному наследию и традициям многонационального народа России. Задачи модуля: формирование у обучающихся готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; развитие у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; воспитание эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной, профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также на признании различных форм общественного сознания, предполагающего осознание своего места в поликультурном мире; формирование чувства любви к Родине на основе изучения культурного наследия и традиций многонационального народа России. Формы реализации модуля: Ответствен Срок № ный Планируемый Наименование мероприятия выполне п/п исполнител результат ния ь 1 Участие студентов в городском субботнике, уборке территории техникума. 2 Участие в городских экологических акциях. 1 курс сентябрь октябрь, апрель май в течение года Старший мастер мастер группы Возрождение традиций в деле воспитания трудовой и экологической культуры, воспитание социальной ответственности за чистоту на территории техникума. Развитие у обучающихся экологической культуры, рост активности 3 Цикл тематических часов «Человек и природа», «Природа в работах художников», «Природа в музыке и поэзии». 1 Цикл тематических часов, посвященных истории города, края. 2 Участие в городских экологических акциях. 3 Игра-конкурс «Экологическая мельница». в течение года 2 курс в течение года мастер группы мастер группы в течение года мастер группы март мастер группы студенческого самоуправления и молодежных общественных организаций, усиление их роли в жизни молодежи. Активизация работы с интеллектуально, художественно и социально одаренными студентами, рост числа участников олимпиад, конкурсов, соревнований интеллектуального характера. Профессионально компетентный выпускник с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным поведением, развитым самосознанием, высоким уровнем культуры и способный к творчеству. Развитие у обучающихся экологической культуры, рост активности студенческого самоуправления и молодежных общественных организаций, усиление их роли в жизни молодежи. Создать условия для формирования бережного отношения к природе. 3 курс 1 Цикл тематических часов, посвященных экологии. в течение года мастер группы Профессионально компетентный выпускник с активной гражданской 2 Участие в городских экологических акциях. в течение года мастер группы 3 Экологический турнир «Веселые игры на серьезные темы». апрель мастер группы 1 Цикл тематических часов, посвященных истории города, края. 2 Брейн-ринг «Байкал - творение природы». 3.4. Модуль «Профориентация» 4 курс в течение года апрель позицией, научным мировоззрением, нравственным поведением, развитым самосознанием, высоким уровнем культуры и способный к творчеству. Развитие у обучающихся экологической культуры, рост активности студенческого самоуправления и молодежных общественных организаций, усиление их роли в жизни молодежи. Создание условий для развития и саморазвития личности студентов, усиление эмоционального аспекта изучения экологии. мастер группы Профессионально компетентный выпускник с активной гражданской позицией, научным мировоззрением, нравственным поведением, развитым самосознанием, высоким уровнем культуры и способный к творчеству. мастер группы Углублять и расширять знания о Байкале посредством вовлечения студентов в познавательный процесс через интерактивные формы работы. Цель модуля: создание условий для удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии в сфере трудовых и социальноэкономических отношений посредством профессионального самоопределения. Задачи модуля: развитие общественной активности обучающихся, воспитание в них сознательного отношения к труду и народному достоянию; формирование у обучающихся потребности трудиться, добросовестно, ответственно и творчески относиться к разным видам трудовой деятельности; формирование soft-skills навыков и профессиональных компетенций; формирование осознания профессиональной идентичности (осознание своей принадлежности к определённой профессии и профессиональному сообществу); формирование чувства социально-профессиональной ответственности, усвоение профессионально-этических норм; осознанный выбор будущего профессионального развития и возможностей реализации собственных жизненных планов; формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Формы реализации модуля: Ответствен Срок № ный Планируемый Наименование мероприятия выполне п/п исполнител результат ния ь 1 курс 1 Участие в конкурсах. в мастер Формирование течение группы исполнительских года навыков и профессиональных компетенций. 2 апрель педагогРазвитие День открытых дверей. организато общественной р активности обучающихся 2 курс 1 Профориентационные мастерв мастер Формирование классы. течение группы чувства социальногода профессиональной ответственности. 2 апрель педагогРазвитие День открытых дверей. организато общественной р активности обучающихся. 3 курс 1 Профориентационные мастерв мастер Формирование классы. течение группы чувства социальногода профессиональной ответственности. Формирование 2 февраль мастер Показ мужских стрижек. осознания группы профессиональной идентичности. 3 мастер Формирование Показ женских причесок на 8 март марта. группы осознания профессиональной идентичности. 4 апрель педагогРазвитие День открытых дверей. организато общественной р активности обучающихся. 1 Мониторинг выпускников специальности и беседа с ними об успехах в творческой и профессиональной деятельности. 2 Разработка профориентационных проектов «История профессии в родном городе», «Салон профессиональных секретов. Детали дела». 4 курс в течение года в течение года мастер группы Успешная адаптация выпускников и эффективность их профессиональной деятельности. мастер группы Развитие общественной активности обучающихся. 3.5. Модуль «Социальное партнерство в воспитательной деятельности образовательной организации» Цель модуля: усиление взаимодействия воспитательных структур образовательной организации с организациями, созданными по инициативе обучающихся, с общественными движениями, органами власти и другими образовательными организациями. Задачи модуля: расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в сфере воспитательной деятельности; поддержка в образовательной организации инициатив общественных молодежных организаций и объединений в области воспитания обучающейся молодежи; распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров и других учебно-воспитательных мероприятий; развитие сотрудничества с социальными партнёрами с целью повышения психологопедагогического мастерства, уровня культуры педагогических работников и руководителей воспитательных структур образовательной организации; создание между образовательными организациями центров по развитию: гуманитарной художественной культуры, личностного роста, правовой помощи, клубов психологической помощи и клубов «доброй воли» (муниципальных, региональных); организация сотрудничества образовательной организации с правоохранительными органами по предупреждению правонарушений среди обучающихся и по созданию Центра правовой помощи обучающимся; поддержка и продвижение социально значимых инициатив обучающихся и (или) их организаций/ объединений в образовательной организации, городе, регионе; формирование корпоративной культуры образовательной организации (принадлежности к единому коллективу, формирование традиций, корпоративной этики); создание в образовательной организации музеев, историко-патриотических клубов, литературно-творческих объединений, научных обществ с привлечением ветеранов труда, деятелей науки, культуры и искусства; создание ассоциации выпускников образовательной организации, имиджа образовательной организации, продвижение образовательной организации на уровне города, региона. Формы реализации модуля: Ответствен Срок № ный Планируемый Наименование мероприятия выполне п/п исполнител результат ния ь 1 курс - 4 курс 1 Распространение Участие в научно-практических в преподават конференциях, конкурсах, течение ели опыта. показах различного уровня. года 2 Участие в мастер-классах. в мастер Распространение течение группы опыта, года 3 Консультирование обучающихся по вопросам организации производственных и учебных практик. в течение года Зам. директора по УПР формирование корпоративной культуры. Усиление взаимодействия структур техникума с парикмахерскими, успешная адаптация выпускников и эффективность их профессиональной деятельности. 3.6. Модуль «Профессиональное воспитание» Цель модуля: формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Задачи модуля: - формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; - формирование интереса к будущей профессии через воспитание эстетического вкуса; - формирование умений и навыков использования полученных знаний в решении практических задач. Формы реализации модуля: Ответствен Срок № ный Планируемый Наименование мероприятия выполне п/п исполнител результат ния ь 1 курс – 4 курс 1 Организация учебного процесса в преподават Сформированность на основе преемственности течение ели у обучающегося традиций и передовых года личностных педагогических методик. качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. 2 Участие в Дне профессий. февраль, мастер Формирование май группы умений и навыков использования полученных знаний в решении практических задач. 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ, организуемой в техникуме воспитательной работы, осуществляется по направлениям воспитательной работы и проводится с целью выявления основных проблем воспитания обучающихся в образовательной организации и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно на последнем в текущем учебном году заседании МК. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитуемым обучающимся, так и к педагогическим работникам и руководителям воспитательных структур образовательной организации, реализующим воспитательный процесс в образовательной организации; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками и руководителями воспитательных структур образовательной организации; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности в образовательной организации: грамотной постановки педагогическими работниками и руководителями воспитательных структур образовательной организации цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся. Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации воспитательного процесса являются: результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся; состояние организуемой в образовательной организации совместной деятельности обучающихся и педагогических работников и руководителей воспитательных структур образовательной организации. Направления Способ Критерий анализа получения Результат анализа анализа воспитательн информации о ого процесса Динамика результатах Результаты Педагогичес Получение представления о том, какие воспитания воспитания, личностног кое прежде существовавшие проблемы социализаци о развития наблюдение личностного развития обучающихся ии обучающи удалось решить за прошедший учебный саморазвити хся год; какие проблемы решить не удалось и я почему; какие новые проблемы появились, обучающихс над чем далее предстоит работать я педагогическим работникам и Состояние Получение представления о качестве Беседы с Наличие в руководителям воспитательных структур совместной деятельности обучающихся и организуемой образователь обучающимис образовательной организации в я, педагогических работников и ной педагогически руководителей воспитательных структур образователь организации образовательной организации по ной ми интересной, направлениям: работниками организации событийно и патриотизм и гражданственность; совместной насыщенной руководителя социализация и духовнодеятельности и личностно нравственное развитие; обучающихся развивающей ми окружающий мир: живая природа, воспитательн и совместной культурное наследие и народные традиции; педагогическ деятельности ых структур образовательн профориентация; их обучающихся социальное партнерство в ой работников и и воспитательной деятельности руководителе педагогическ организации, образовательной организации. лидерами й их воспитательн работников и общественных Анализ организуемого в образовательной организации воспитательного процесса молодежных ых структур руководителе осуществляется комиссии совместно с заместителем руководителя организаций, образователь й членами экспертной образовательной организации по воспитательной работе с последующим обсуждением его созданных ной воспитательн результатов методической комиссии. обучающимис организациина заседании ых структур Итогом самоанализа организуемой я вв образовательной организации воспитательной работы образователь является перечень выявленных проблем: образовательн ной - потребность в проектировании новой модели личности выпускника, построенной на ой организации компетенциях; профессионально-личностных организации, - низкий уровень общей культуры обучающихся; при - недостаточно высокая активность педагогических работников и обучающихся в конкурсном необходимост движении. и их анкетирование