Приложение 21 к приказу ГБПОУ ИО ЗЖДТ от «27» октября 2020 года № 400-ос ПОЛОЖЕНИЕ о мониторинге образовательной организации в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» 1. Общие положения 1.1. Положение о мониторинге образовательной организации (далее Положение) в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» (далее – Техникум) определяет основные цели, задачи, организацию и технологию мониторинга образовательной организации, а также его реализацию, методы проведения мониторинга и оформление его результатов. 1.2. Практическое осуществление мониторинга образовательной организации в Техникуме строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими реализацию всех процедур мониторинга, контроля и оценки качества образования: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»; - Типовым положением об образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196; - Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; - Уставом Техникума. 1.3. Настоящее Положение устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее – мониторинг) в Техникуме. 1.4. Система мониторинга качества образования является составной частью внутренней системы оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной деятельности образовательного учреждения. 1.5. В настоящем положении используются следующие термины: Мониторинг – систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям. Система мониторинга качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, 1 позволяет судить о состоянии системы образования в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования ее развития. Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. 2. Основные цели, задачи мониторинга 2.1. Целью мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования Техникума и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития системы образования, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. 2.2. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: - формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования; - координация деятельности всех участников мониторинга; - своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования в Техникуме; - выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий; - формулирование основных стратегических направлений развития системы образования на основе анализа полученных данных; - обеспечение гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области мониторинга Техникума. 2.3.Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества образования: - качество результата; - качество условий (программно-методические, материально технические, кадровые, информационно-технические, организационные и др.); - качество процессов. 2.4. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы Техникума за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год. 2.5. Основными принципами функционирования системы качества образования являются объективность, точность, полнота, достаточность, систематизированность, оптимальность обобщения, оперативность (своевременность) и технологичность. 2.6. Основными пользователями результатов мониторинга являются органы управления образованием, администрация и педагогические работники образовательных учреждений, обучающиеся и их родители, представители общественности и т.д. 2 3. Организация и технология мониторинга 3.1. Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является план и циклограмма, где определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители. На ее основе составляется годовая или полугодовая циклограмма мониторинга, которая утверждается приказом директора Техникума и обязательна для исполнения работниками Техникума. 3.2. Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с планом. 3.3. Проведение мониторинга требует взаимодействие на всех уровнях Техникума. 3.4. Для проведения мониторинга назначаются ответственные лица, состав которых утверждается приказом директором Техникума. В состав лиц, осуществляющих мониторинг, включаются руководитель службы по качеству образования, заместители директора по УР, ВР, УМР, руководители МК, преподаватели. 3.5. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации. 4. Реализация мониторинга 4.1. Мониторинг проводится не реже 1 раза в год в соответствии с процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга. 4.2. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий: - определение и обоснование объекта мониторинга; - сбор данных, используемых для мониторинга; - структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации; - обработка полученных данных в ходе мониторинга; - анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга; - подготовка документов по итогам анализа полученных данных; - распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга. 4.3. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются целесообразность, удобство использования, доступность для различных уровней управления, стандартизированность и апробированность. 3 4.4. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта. 4.5. В отношении характеристик, которые вообще или практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками. 4.6. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются – анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ). 4.7. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в Техникуме образовательным программам. 5. Перечень информации подлежащей мониторингу: 5.1. Сведения о развитии среднего профессионального образования: - уровень доступности начального профессионального образования и численность обучающихся, получающего начальное профессиональное образование; - содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального профессионального образования; - кадровое обеспечение профессиональной образовательной; - материально-техническое и информационное обеспечение Техникума; - учебные и внеучебные достижения обучающихся и профессиональные достижения выпускников Техникума, реализующих программы начального профессионального образования; - финансово-экономическая деятельность Техникума в части обеспечения реализации образовательных программ начального профессионального образования; - создание безопасных условий при организации образовательного процесса в Техникуме, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ начального профессионального образования. 6. Методы проведения мониторинга: 4 - экспертное оценивание, - тестирование, анкетирование, ранжирование, - проведение контрольных и других квалификационных работ, - аналитическая и статистическая обработка информации и др., - наблюдение, анкетирование; - самообследование. 7. Оформление результатов мониторинга уровня сформированности компетенций 7.1. Результаты проведенного анализа состояния и перспектив развития системы образования ежегодно публикуются на официальном сайте Техникума, не реже 1 раза в год в соответствии со сроками, установленными органами местного самоуправления. 7.2. Организационная структура мониторинга включает в себя три уровня: преподавателя, отделения и образовательного учреждения. 7.3. Информация по результатам мониторинга собирается, структурируется и анализируется и хранится на каждом уровне. 7.4. По результатам анализа мониторинга оформляются аналитические справки о состоянии и динамике уровня сформированности компетенций выпускника. 8. Порядок взаимодействия организационных структур мониторинга 8.1. Процесс отслеживания результатов образовательной системы в Техникуме осуществляется в соответствии с программой развития образовательного учреждения. 8.2. Процессы сбора, хранения, обработки информации о мониторинге образовательной организации в Техникуме, а также исполнители работ и формы представления информации устанавливаются администрацией Техникума и Министерством образования Иркутской области. 8.3. К оценочным процедурам в рамках мониторинга образовательной организации привлекаются представители профессиональных объединений, общественности. 9. Делопроизводство мониторинга 9.1. Основными документами, составляющими делопроизводство мониторинга Техникума, являются: положение о мониторинге ОО; положение о ВСОКО; положение о совете по качеству образования; положение о промежуточной и текущей аттестации; отчет по самообследованию; методологические основы, инструментарий оценки качества образования; 5 результаты оценочных процедур в рамках ВСОКО; методические рекомендации по итогам деятельности для проведения корректирующих действий мониторинговой 6