Приложение 3 к приказу ГБПОУ ИО ЗЖДТ от «30 октября 2020 года № 412-ос ПОЛОЖЕНИЕ о разработке вариативной части образовательной программы среднего профессионального образования в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение регламентирует содержание, порядок разработки вариативной части образовательной программы среднего профессионального образования (далее - ОПСПО). 1.2. Настоящее Положение разработано на основании: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 и изменениями, которые вносятся в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. 464, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 г. № 441; Распоряжения Министерства образования Иркутской области от 18.08.2011 г. № 934-мр «Об исполнении ФГОС начального профессионального образования в областных государственных образовательных учреждениях Иркутской области»; Устава ГБПОУ ИО «Зиминский железнодорожный техникум»; Федеральных государственных образовательных стандартов; Порядка текущего контроля успеваемости, формы, периодичности промежуточной аттестации обучающихся в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум». 1.3. Вариативная часть дает возможность: расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части образовательной программы; получения дополнительных компетенций, знаний необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования; формировать у студентов способность к саморазвитию и самозанятости. Вариативная часть направлена на обеспечение студентов техникума качественным профессиональным образованием. Это значит, что работодатель определяет, чему учить. Техникуме определяет – как учить. Студент определяет, по какой образовательной программе ему учиться. 1.4. Содержание вариативной части формируется, исходя из специфики профессии, деятельности техникума, региональных требований, рекомендаций работодателей, участия студентов в формировании содержания своего профессионального образования. 1.5. Реализация вариативной части представляет собой планируемую, организационно и методически направляемую преподавателем деятельность студентов, осуществляемую в рамках аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по: освоению учебных дисциплин и междисциплинарных курсов; формированию общих и профессиональных компетенций. 1.6. Вариативная часть наряду с обязательной частью образовательной программы является неотъемлемой составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. 1.8. Вариативная часть ОП СПО составляет 20 % на освоение ОП СПО при подготовке квалифицированных рабочих, служащих (специалистов среднего звена). II. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ 2.1. Региональные требования Региональные требования предусматривают включение в образовательные программы дополнительных знаний и дополнительных компетенций, по осуществлению эффективного трудоустройства, планированию успешной профессиональной карьеры, непрерывному самообразованию и саморазвитию. 2.2. Механизм разработки вариативной части Механизм разработки вариативной части образовательной программы среднего профессионального образования с учетом требований работодателей включает в себя: разработку алгоритма определения содержания вариативной части образовательной программы среднего профессионального образования; выявление прогнозируемых ожиданий работодателей относительно компетенций работников конкретной специальности и профессии и пожеланий студентов; разработку программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, с учетом запросов работодателей в соответствии с требованиями ФГОС. 2.3. Этапы разработки вариативной части образовательной программы среднего профессионального образования Этапы разработки вариативной части образовательной программы среднего профессионального образования предполагают: формирование рабочих групп из числа наиболее опытных педагогических работников техникума и представителей работодателей; определение специфики образовательной программы среднего профессионального образования (проведение мониторинговых исследований регионального рынка труда, опроса студентов); проведение анализа потребностей работодателей в умениях, знаниях, компетенциях; разработку структуры вариативной части образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих; разработку содержания вариативной части образовательной программы среднего профессионального образования – программ дисциплин или их разделов (тем) и (или) профессиональных модулей; определение требований к условиям и результатам реализации вариативной части ОП СПО ПКРС /ПССЗ; обеспечение условий реализации вариативной части. 2.4. Организация и направления реализации вариативной части 2.4.1.Распределение объема вариативной части: 2.4.2. Объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПСПО, может быть использован на: увеличение объема дисциплины и модули обязательной части; введение новых учебных дисциплин и междисциплинарных курсов; введение новых профессиональных модулей; При этом требования к умениям, знаниям и компетенциям, формируемым в рамках дополнительных тем и разделов, новых учебных дисциплин, МДК и профессиональных модулей, не должны повторять имеющиеся во ФГОС. Дополнительные разделы, учебные дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули должны содержать дополнительные знания и профессиональные компетенции, которые содержатся в запросах работодателей, и обеспечивать формирование дополнительных профессиональных компетенций, а также реализацию требований работодателей к практическому опыту, умениям, знаниям. 2.4.3. Часы вариативной части распределяются техникуме самостоятельно с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей. 2.4.4. Организация реализации вариативной части ОП СПО включает: четкое планирование содержания и объема учебных дисциплин, МДК и ПМ, содержащих вариативную часть; контроль и анализ результатов реализации вариативной части ОП СПО; создание необходимых условий реализации вариативной части: кадрового, учебнометодического, материально-технического обеспечения. 2.4.5. Преподаватель, реализующий вариативную часть, самостоятельно планирует и определяет ее содержание (в соответствии с требованиями работодателей), формы контроля (входного, текущего, итогового), задания и критерии оценки освоения студентов вариативной части, учебную литературу, методические материалы. 2.4.6. Техникуме обеспечивает необходимые условия реализации вариативной части: кадры, учебно-методическое, материально-техническое обеспечение. 2.4.6. Содержание программы вариативной части, согласованное с представителями заинтересованного работодателя, рассматривается на заседании методической комиссии, согласовывается или на заседании методического совета. 3. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОПСПО 3.1. Контроль результатов реализации вариативной части ОПСПО осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или междисциплинарному курсу, либо за счет времени, отведенного на промежуточную аттестацию. 3.2. Контроль может проходить в письменной, устной форме, по результатам выполнения практических заданий, или в смешанной форме. Основными формами контроля являются: экзамен (зачет/дифференцированный зачет) по отдельной дисциплине; экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю; экзамен (дифференцированный зачет) по междисциплинарному курсу. 3.3. Критериями оценки результатов реализации вариативной части являются: уровень освоения дополнительных знаний и умений; освоение дополнительных компетенций; освоение дополнительного вида профессиональной деятельности.